Золотая педагогика

Опытно–экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: "Россия в XVII веке" в курсе истории

Образование » Опытно–экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: "Россия в XVII веке" в курсе истории

Система обучения в школе ориентирует учащихся на освоение большего количества информации. Сейчас количество предметов в современной общеобразовательной школе значительно возросло, поэтому объемы информации так велики, что становиться трудно, отслеживать необходимую информацию. Поэтому большое количество информации становиться невостребованной, и в будущем люди не смогут качественно и своевременно ею воспользоваться. Исходя из выше сказанного, важнее и правильнее показать пути получения знании через методологию, чем просто требовать от учащихся набора знании.

Так же бурные события последних десятилетии коренным образом изменили общественно-политический и социально-экономический строй страны и породили неудовлетворенность общества состоянием исторического знания.

В качестве междисциплинарных исследовании в образовании адекватна интеграция. Которая выступает в качестве инструмента, обеспечивающего полноту и целостность получаемых знании.

Интеграция как полноправное научное понятие появляется в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся и взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни.

История интеграции в образовании XX века делится на три качественно различных этапа:

20-е гг. – проблемно-комплесное обучение на межпредметной основе (трудовая школа);

50-70-е гг. - межпредметные связи;

80-90-е гг. – собственно интеграция.

Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения. Однако вскоре возникли серьезные проблемы и решением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. « О начальной и средней школе», в котором метод проектов был осужден и отвергнут.

После 1931 г. обучение строится на традиционной предметной основе. Интеграция оттесняется во внеклассную работу – кружки, технические, юннатские станции. Так закончился первый этап применения интеграции в обучении.

Второй этап – этап межпредметных связей. В 50-60-е гг. они укрепляли отношения между предметными и профессионально – техническими знаниями. Межпредметные связи должны были решить следующие задачи:

Формирование целостного мировоззрения учащихся;

Включение знаний в процесс жизнедеятельности учащихся;

Моделирование в образовательной системе природы и социальной жизни в их естественной органичной целостности;

Активное и сознательное вхождение ребенка в мир культуры и т.д.

В 80-х гг. понятие межпредметных связей уступило место понятию интеграции. Таким образом, это послужило началу третьего этапа.

80-90-е гг.- этап собственно интеграции. Первое исследование по этой проблеме - «Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов»- было издано в 1983 г. Этой работой понятие интеграции было введено в педагогику.

Г.А Монахова, проводя анализ системы образования и возможности ее реформирования, положительно смотрит на введение интегрированных курсов в современный школьный образовательный процесс. Предлагающий формирование целостного представления о картине мира, поскольку интеграция выступает как ведущая форма организации на «основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» .

И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. При формировании системы образования она ставит вопросы:

- зачем интегрировать?

- что интегрировать?

- как интегрировать?

Отвечая на вопрос «Зачем интегрировать?» И.Ю. Алексашина отвечает, что оценка значимости интеграционных процессов в образование зависит от того, какой вклад они вносят в развитие интеллекта личности, в способность целостного восприятия и понимания мира, а также умение конструктивно решать проблемы разного уровня сложности.

При ответе на вопрос «Что интегрировать?» рассматриваются разные варианты интеграции естественно научных знаний: концепция А.И.Субетто и концепция «Диалога культур».

Решению проблемы «Как интегрировать» способствует накапливание опыта подготовки и проведения интегрированных уроков, где в качестве основания интеграции чаще всего выступает та или иная глобальная проблема, вычленение которой и проведение через достаточно локальный материал не вызывает значительных трудностей у учителей.

По мнению Ю.М Колягина, применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: « во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знании (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция же, как средство обучения, направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. По мнению автора, сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить « немного обо всем», после чего необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать « все о немногом», то есть это узкая специализация, хотя и на новом интегративном уровне.

Из данных выше определений мы видим, что все авторы сходятся в одном мнении. Интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основные интеграции являются межпредметные связи.

Целью нашего исследования является: выявление эффективности применения интеграции в истории при изучении темы: «Россия в XVII веке».

При исследовании мы должны разрешить следующие задачи:

Изучить методическую литературу и современное состояние проблемы.

Рассмотреть различные подходы к понятию «интеграции».

Определить методические особенности интегрированного урока по истории.

Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность применения интегрированных уроков в курсе истории.

Объектом нашего исследования является интегрированный подход к изучению истории.

Предметом исследования является, интегрированный подход к изучению темы «Россия в XVII веке» Современный урок – явление многообразное, но имеющие единую основу, а именно эффективность, достигаемую посредством решения целого ряда методических задач. При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные с отбором содержания, осознанием дидактического замысла урока, выбором методических средств, адекватных целям обучения и воспитания.

Гипотеза исследования: формированию у школьников средней ступени целостного взгляда на окружающий мир, могут способствовать интегрированные уроки.

Мы будем применять следующие методы: анализ, синтез, эксперимент.

Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь, т. е одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах.

Синтез- метод объединения различных предпосылок, идей, убеждений, обеспечивающих получение новых знаний или метод исследования явления в его единстве и взаимосвязи всех составных частей.

Эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.

Дипломная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность данной темы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования;. В первой главе раскрывается тема с теоретической точки зрения. Во второй главе описывается опытно–экспериментальное исследование.

В заключении обобщается весь материал исследования. Делаются выводы.

В списке литературы даются сведения об использованной в ходе исследования литературе. Приложения содержат материалы теста и конспекты интегрированных

Заключения, в котором обобщается весь материал исследования. Делаются выводы.

Списка литературы, где даются сведения об использованной, в ходе исследования, литературы.

Приложения, в котором содержаться проводимые тесты и конспекты интегрированных уроков.

Практическая значимость работы заключается в том, что в своей будущей педагогической работе мы будем применять интегрированные уроки, поэтому для нас является важным изучения всех аспектов данного типа уроков.

Еще по теме:

Гендерное образование в современной России
Гендерная теория очень часто ассоциируется с «женской» теорией. Для более или менее точного определения следует обратиться к терминологии. Делая различие с биологическим полом, термин «гендер» переводится с английского языка как социальный пол в совокупности с его психологическими, культурными приз ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru