Золотая педагогика

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Образование » Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.

При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т.д. Изменения в развитии ребенка характеризуется не только высокими темпами, но и определенной последовательностью.

В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуленья, лепета, подражания слогам и словам, к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью – от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению, от них – к предметной деятельности, а затем уже к ролевым и сюжетно - ролевым играм.

Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье – огромное благо для малыша. Только в условиях индивидуального общения возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности. Чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, необходимо учитывать его особенности и создавать условия для развития, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – это кризисный момент в его жизни. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Н.Д.Ватутина, Л.Н. Павлова, Л.С.Выготский и многие другие.

Актуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Проблема. Теория дошкольного воспитания определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в организации эффективной адаптации дошкольников к ДОУ.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, индивидуализация, систематичность и регулярность. На практике проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению решающиеся по общепринятой методике, показывают недостаточную эффективность для благополучной адаптации у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

Целью данной работы является проследить, какие проблемы возникают в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

- Характеристика дошкольного образовательного учреждения

- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Гипотеза. В основу данного исследования положено предположение о том, что у детей раннего дошкольного возраста будет эффективнее проходить процесс адаптации к ДОУ, если

- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;

- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;

- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Новизна работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «детский сад №117» города Владимира в 1 младшей группе.

Методы исследования.

Теоретическим фундаментом исследования являются:

- Теория воспитания детей раннего возраста Н.М Аксариной с медицинской точки зрения.

- Теория воспитания детей раннего возраста Н.Д. Ватутиной с педагогической точки зрения.

Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; педагогическое наблюдение; количественный и качественный сопоставительный анализ результатов практической деятельности.

Практическая значимость заключается в том что:

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.

Еще по теме:

Методы и средства воспитания
Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат. Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструир ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru