Золотая педагогика

Педагогика в системе наук о человеке

Образование » Педагогика в системе наук о человеке

Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспитании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.

Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. в различных странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей.

В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стали разрабатываться и теоретические идеи о воспитании. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании – педагогика.

Уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378–1446), испанский философ и педагог Х. Вивес (1492–1540), нидерландский мыслитель Э. Роттердамский (1469–1536), французский писатель Ф. Рабле (1494–1553), французский философ М. Монтень (1533–1592) и др.

Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это – Дж. Локк (1632–1704) в Англии, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) во Франции, Г. Песталоцци (1746–1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776-1841) и А. Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629–1680), М.В. Ломоносов (1711–1765), Л.Н. Толстой (1828–1910) в России и др.

Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 – 1626). Я.А. Коменский (1592 – 1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632-1638) Я.А. Коменский разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшими классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др.

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д. Ушинский (1824-1870). Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы «Азбука».

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф. Скорина (ок. 1490–ок. 1541), Л. Зизаний (Тустановский) (?-после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М. Богдановича А.Е. Богданович (1862 – 1940), писательница Тетка (А. Пашкевич) (1876–1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я. Колас (1882–1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка».

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

Таким образом, педагогика – наука о воспитании человека. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

Еще по теме:

Анализ интеллектуальной сферы студентов
При помощи методики «Коэффициент интеллекта» возможно, оценить, главным образом, наличный уровень знаний. Учащимся предлагается выполнить 2 теста по 40 задач за определенный промежуток времени. Ответ на задание может быть из буквы, числа либо слова. Каждый правильный ответ приравнивается к 1 очку. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru