Золотая педагогика

Содержание и методика изучения темы "Электрический ток в полупроводниках" в современной школе

Образование » Содержание и методика изучения темы "Электрический ток в полупроводниках" в современной школе

В преамбуле к учебным программам по физике для общеобразовательных школ сказано: "Значение учебного предмета "Физика" определяется той ролью, которую играет физическая наука в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, развитие культуры человека, формирование социально значимых ориентаций, обеспечивающих гармонизацию отношений человека с окружающим миром". По-видимому, можно истолковать слова о "современности общества" как указание на изучение тех элементов физической науки, которые активно используются современным обществом, а слова о "гармонизации отношений с окружающим миром", как намек на то, что физические знания должны давать понимание процессов, повседневно и повсеместно наблюдаемых в окружающем мире. Если принять такую точку зрения, то содержание темы "Ток в различных средах" представляется не соответствующим положениям о "современности" и "гармонизации с окружающим миром".

Действительно, научно-техническое состояние современного общества характеризуется чрезвычайно широким использованием полупроводниковой электротехники (электроники). Если 20 век был веком развития проводниковой электротехники, то его конец и 21 век присовокупят к ней гораздо больший по объему и значению для развития раздел полупроводниковой электротехники и электроники. Данное обстоятельство не нашло отражения в школьных учебных программах. Более того, если прочитать перечень требований к знаниям учащихся, то сложится впечатление, что основное для учащихся – это усвоить законы электролиза. Сомнительным кажется нам название параграфа "Ток в вакууме", которое выступает в контексте других названий: "ток в металлах, электролитах и пр.". Вакуум не содержит свободных зарядов и сам по себе не может проводить ток. Если в вакуум искусственно вносятся свободные заряды, то это обстоятельство должно отражаться в названии учебного параграфа.

Практическая деятельность любого современного человека в быту, на производстве, на отдыхе сопряжена с использованием полупроводниковых приборов. В этой связи нам представляется, что для гармонизации отношений с внешним миром человеку необходимо иметь представления о наблюдаемых физических явлениях: свечении светодиода, лазера, действии транзисторов. Изучение этих явлений в школе является перезревшей задачей образования. Замалчивая и игнорируя эту задачу, мы понижаем общий фон физических знаний в очень важной области научно-технического развития общества, прививаем его членам отрешенное сугубо потребительское отношение к достижениям НТ прогресса.

Настоящая работа имеет две взаимосвязанные цели. Первая – отбор материала по тематике "ток в полупроводниках и полупроводниковых приборах", который дает сведения о современном использовании физических явлений в полупроводниках. Вторая – разработка методики изучения этого материала в 10 классе общеобразовательной школы. Вопрос об учебном времени для реализации данной методики пока не затрагивается нами. Видимо, учебное время можно изыскать путем сокращения других менее актуальных тем. Однако каких-либо рекомендаций по этому вопросу в настоящей работе нет. На первом этапе более актуальным является отбор материала и его методическая разработка.

Еще по теме:

История возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе
В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв и в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-э ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru