Золотая педагогика

Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Образование » Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Нарушения речи и других высших психических функций являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей, подростков и взрослых. Ими страдают до 12 процентов населения.

Среди дошкольников процент, страдающих нарушениями высших психических функций, в том числе речи, достигает 20-25. У учащихся 7-13 лет 10-15%. Более чем у 30 % детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести (алалия, недоразвитие речи, задержка речевого развития, дизартрия др.). Некоторые из этих расстройств с возрастом компенсируются. Однако наиболее сложные из них остаются на долгие годы и существенно влияют на жизнедеятельность человека.

Кроме того, нельзя не учитывать большую группу пациентов с черепно-мозговой травмой, в том числе ранениями головы, полученными во время военной службы. Черепно-мозговая травма также является одной из наиболее частых причин речевых расстройств. В Российской Федерации из общего числа госпитализированных в нейрохирургические отделения - 91,5% больных с черепно-мозговой травмой.

Резко возросшие возможности оперативного вмешательства при опухолях мозга, аневризмах церебральных сосудов и др. позволяют спасти жизнь большому количеству больных. Однако возникающие у них нарушения речевых, двигательных и психических функций снижают общую эффективность хирургического лечения.

Примерно у 40-50 % лиц, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму, возникают нарушения высших психических функций, в том числе речи, в виде афазий и дизартрий.

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами отечественных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов ( Е.Н. Винарская, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицына и др.).

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит в конечном счете уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти и поведения в социуме.

Наряду с неврологической симптоматикой возникают выраженные психические расстройства, связанные с сосудистой общемозговой и очаговой патологией либо являющиеся реакцией на дефект в виде эмоционально-личностных нарушений, а также на резко изменившийся социальный статус и положение в семье.

Таким образом, огромное число указанных пациентов нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по созданию в Российской Федерации специализированной службы, которая отвечала бы современным требованиям науки и практики.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в современном обществе, быстрого роста населения и ускорения темпа жизни более значимым в жизни человека становится полноценное межличностное и межгрупповое общение. В то же время к личности предъявляются все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях.

Одной из актуальных проблем является становление и развитие личности в ситуации затрудненного и нарушенного общения. Тяжелые последствия очагового поражения головного мозга в виде двигательных, речевых и эмоционально-личностных нарушений, препятствуют дальнейшей полноценной профессиональной самореализации больных, тем самым значительно инвалидизируя и снижая качество жизни после перенесенной мозговой катастрофы.

У пациентов с дизартрией нарушаются базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует полноценной коммуникативной деятельности.

В литературе неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности делают процесс речи более информативным.

Цель исследования: выявить особенности нарушений просодической стороны речи у пациентов с различными формами дизартрии вследствие очагового поражения головного мозга с целью определения специфических приемов логопедической коррекции.

Объектом исследования являются особенности нарушений просодической стороны речи пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга.

Предметом исследования выступает проценсс коррекционного воздействия направленный на восстановление просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга.

Изучение особенностей просодической стороны речи у пациентов с дизартрией, необходимо для патогенетической диагностики клинических форм дизартрии, так как каждая клиническая форма требует специфических приемов логопедической коррекции.

Гипотезой исследования является предположение,

что специально организованное коррекционное воздействие, направленное на восстановление просодической стороны речи и дикции – это одно из важнейших направлений логопедической работы по преодолению дизартрии.

Задачи исследования:

- Изучить научно-теоретические основы исследования речевой патологии пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

- Изучить просодические компоненты речи.

- Провести обзор методик нейропсихологического обследования пациентов с дизартрией вследствие локальных поражений головного мозга.

- Сформировать программу исследования просодической стороны речи пациентов с дизартрией вследствие локальных поражений головного мозга.

- Провести констатирующий эксперимент.

- Провести обзор коррекционных методик по преодолению нарушений просодической стороны речи пациентов с дизартрией вследствие локальных поражений головного мозга.

- Провести формирующий эксперимент

- Доказать эффективность системы упражнений

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1. Теоретический метод. Анализ общей и специальной литературы.

2. Экспериментальный метод: констатирующий эксперимент.

3. Спастический метод: количественный и качественный анализ констатирующих данных, анализ работ по теме исследования для сопоставления точек зрения на изучаемую проблему.

4. Эмпирические методы: беседа, наблюдение, изучение мед. документации, изучение продуктов деятельности.

Еще по теме:

Образовательная система России
Одной из функций любого государства вне зависимости от его государственного устройства является функция обеспечения образования населения. В России попытка организации систематического образования для всего населения впервые была предпринята при Петре I. В 1716 г. была введена так называемая «школь ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru