Золотая педагогика

Реализация условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников

Образование » Реализация условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников

В Правительстве завершается разработка концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до 2020 года). Ее стратегическая цель — перевод страны на качественно новый, инновационный, уровень развития. Как отметил министр образования А.А. Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации 3 сентября 2008 г., образованию в инновационном сценарии принадлежит особая роль — двигателя системных изменений в экономике и обществе. Современное образование — (не столько один из результатов инновационного развития, сколько) необходимое условие его осуществления. Необходимость модернизации содержания школьного образования диктуется новой социальной и образовательной ситуацией, кардинальными изменениями в стране и обществе. Одно из направлений комплексной модернизации образования нацелено на то, чтобы, получая базовое образование в рамках стандарта, все ученики и студенты развивали востребованные сегодня и в будущем творческие способности, умения добывать и применять знания, инициативность и ответственность — т.е., осваивали инновационное поведение.

Решение этих задач невозможно без индивидуализации и дифференциации содержания школьного образования. Особенно это актуально на старшей ступени обучения. Именно поэтому на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Но сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении учащимся на старшей ступени школы — задача не из простых и не из легких.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Основным средством для решения этих проблем, исходя из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», являются элективные курсы, которые вводятся на старшей ступени школы помимо профильных общеобразовательных предметов с «целью создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ».

Противоречие между широкими возможностями элективных курсов, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточной разработанностью специальных разделов теории и практики профильного обучения, научно обоснованных и экспериментально проверенных программно-методических материалов, обусловило выбор темы выпускной работы: «Элективные курсы как средство профессионального самоопределения старшеклассников».

Мы считаем, что вопрос создания и разработки элективных курсов на старшей ступени школы является актуальным и сыграет важную роль в системе профильного обучения старшеклассников для профессионального самоопределения.

Важно исследовать и оценить, насколько предлагаемые старшеклассникам элективные курсы эффективны для решения вопроса профессионального самоопределения.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:

Проанализировать психологическую и педагогическую литературу, посвященную профессиональному самоопределению.

Изучить основные нормативные документы Министерства образования и науки РФ, определяющие организацию и содержание профильного обучения в современной школе.

Рассмотреть специфику и особенности элективных курсов, их типологию, задачи и функции.

Разработать элективный курс «Твоя профессиональная карьера».

Предложить методические рекомендации по проведению данного элективного курса.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: влияние элективных курсов на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Новизна исследования заключается в изучении актуальности и эффективности использования элективных курсов для профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения, для «приобретения школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда». Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный старшеклассникам элективный курс «Твоя профессиональная карьера» поможет им в профессиональном самоопределении. Разработанный элективный курс основан на проведенном исследовании. Он может быть использован учителями в педагогической практике школ с профильным обучением и педагогами учреждений дополнительного образования.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Одно из них — «способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения».

Еще по теме:

Основные этапы проектирования
Представим в общих чертах последовательность проектирования: 1. На основе обучающей цели («Обеспечить усвоение знаний о инструментальных сталях, обобщить полученные знания») определяем таксономию учебных целей: а) Знание б) Понимание в) Применение г) Анализ д) Синтез е) Оценка (графа 2) 2. Понятийн ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru