Золотая педагогика

Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов

Образование » Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов

Познавательные интересы лежат в основе мотивов учения. Обучение становится потребностью человека только при условии наличия устойчивых познавательных интересов. Обучение может стимулироваться и другими мотивами, например стремлением к достижениям, к признанию, но в этом случае обучение не становится потребностью личности, а ведь в современном мире человеку необходимо учиться постоянно.

О необходимости развития познавательных интересов говорили классики педагогики и общественные деятели В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. В советский период проблемой развития познавательных интересов у школьников занималась Г.И.Щукина [23].Она подчеркивала, что познавательный интерес и интерес к обучению это не одно и тоже: интерес к обучению вызывается из вне, а познавательный интерес – это внутреннее состояние личности. Таким образом, познавательный интерес должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Здесь возникает проблема факторов формирования познавательных интересов и с очевидностью выступает вопрос о роли семьи в этом процессе. В семье начинается развитие человека, закладываются основы положительных и отрицательных качеств. В семье смыкаются влияния наследственности и среды (микросреды) – двух важнейших факторов формирования личности. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитии школьника как решающую (Б.М.Бим-Бад, М.Мид, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский).

Наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков, чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь, который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.

Объектом

исследования выступает процесс развития познавательных интересов у школьников, а предметом

– семья как фактор развития этих интересов.

Цель работы

- определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников и решить следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия познавательные интересы и психологические механизмы их развития;

- охарактеризовать семью как социальный и психолого-педагогический фактор развития школьника;

- изучить взаимные ожидания семьи и школы в области развития познавательных интересов школьников;

- проанализировать отношение родителей к развитию у детей познавательных интересов в процессе обучения.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей, изучение социального паспорта семьи (предоставленного школой).

Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 города Борисоглебска с октября 2007года по январь 2008. Для практической части работы использовались данные анкетирования 25 человек. Содержание исследования отражено в статье «Влияние семьи на развитие познавательных интересов у школьников» в материалах фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио».

Еще по теме:

Анализ выручки от реализации продукции растениеводства и животноводства
Выручка от реализации продукции является еще одним из важных показателей, характеризующих работу сельскохозяйственного предприятия. поскольку выручка организации определяется как произведение объема произведенной продукции и цену реализуемой продукции, величина этого показателя зависит напрямую от ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru