Золотая педагогика

Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба

Проблема настоящего исследования заключается в том, что, хотя современная система образования и признает необходимость целенаправленно развивать социально-коммуникативные навыки, поскольку это является одним из важнейших факторов успешной социализации дошкольников, но практических рекомендаций до сих пор не существует.

Актуальность темы исследования: Являясь частью окружающего мира, а не изолированным существом, человек нуждается в отношениях с другими людьми. Именно так происходит его полноценное личностное развитие. Поэтому, необходимо глубоко изучать не только личность, характер и способности индивидуума, но и его межличностные взаимоотношения. Личное, социальное благополучие и здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью определяются характером и качеством межличностных взаимоотношений.

Эффективные межличностные отношения устанавливаются только в том случае, когда человек владеет навыками культуры взаимоотношений с другими людьми.

Никто не появляется на свет с уже сложившимися навыками общения. На формирование культуры взаимоотношений у детей влияет множество факторов. Причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Ребенок, при воспитании которого этим аспектам не уделялось достаточного внимания, в последующем может испытывать дефицит общения и даже одиночество.

Степень разработанности проблемы: Изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А. С. Макаренко и Н. К. Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е. А. Аркин и А. С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны только отдельные работы.

К сожалению, взрослые больше интересуются результатами интеллектуального развития ребенка, поставив социальное развитие дошкольника на второе место.

Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в необходимости совершенствования технологии развития культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как средства гармонизации социализации подрастающего поколения в условиях детского клуба.

Цель настоящего исследования: изучение механизмов формирования культуры взаимоотношений у детей 5 – 7 лет в условиях детского клуба.

Объект исследования: дети 5 – 7 лет, посещающие детский клуб «Эрудит».

Предмет исследования: условия формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского клуба.

Задачи исследования:

Проанализировать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Определить этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

Изучить проблему формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Изучить уровень культуры взаимоотношений у дошкольников старшего возраста.

Разработать программу по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста для детского клуба «Эрудит».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что участие детей в программе по формированию культуры взаимоотношений будет эффективным при условии:

учета возрастных особенностей детей;

использования оригинальных и увлекательных форм клубной работы с детьми;

использовании игрового метода как основного при проведении коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности детского клуба.

Методологическая основа исследования:

- принцип культуросообразности в обучении и воспитании (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и др.);

- принципы гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов и др.);

- культуообразующие принципы социальной педагогики (И.С.Кон, А.В. Мудрик и др.);

- принципы возрастной психологии (B.C. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др.);

- комплексные исследования в сфере педагогики и психологии детства (В.В.Абраменкова, Н.А. Ветлугина, Е.В. Субботский и др.).

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, анкетирование, проектирование.

Практическая значимость исследования: предлагаемую программу возможно использовать в старших и подготовительных группах ДОУ, а также в школах раннего развития и других учреждениях клубного типа, работающих с детьми данной возрастной группы.

Еще по теме:

Общая идея произведения и жанровое своеобразие
Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др. Существует много различных мнений критиков насчет жанровой принадлежности «Руслана и Людмилы». Критик Е. А. Маймин писал, что «по своему жанру «Руслан и Людмила» — шуточна ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru