Золотая педагогика

Особенности использования электронных средств обучения на начальном этапе обучения иностранному языку

Образование » Особенности использования электронных средств обучения на начальном этапе обучения иностранному языку

В XXI веке осуществляется переориентация системы образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умениями принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система подготовки должна соответствовать потребностям общества.

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса позволяет обеспечить реализацию новых моделей образования и способствует повышению конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и развитию его экспорта.

Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам.

Современные методики измерения уровня подготовки школьников, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности учителя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности обеим сторонам. Ученик из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним.

Компьютерные средства обучения и компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам.

Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания.

Процесс обучения представляется как последовательная процедура: обзорный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний.

Характерной чертой практического занятия является необходимость постоянного информационного обмена между учителем и обучаемым, т.е. осуществление прямой и обратной связи. Однако педагог обычно не может уделить достаточного времени для индивидуальной работы с каждым учеником в группе во время занятия. Разрешить это противоречие можно, в частности, путем применения компьютерных средств обучения.

Говоря о связи методики и новых информационных технологий, нужно упомянуть следующее:

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методической науки. Рациональное использование новейших средств обучения (НСО) дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

иностранный язык компьютерная технология

По словам Полат Е.С., стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. [Полат 2005: 135]

Новые технологии также влияют и на содержание образования, поскольку одна из задач, которую оно решает, состоит в том, чтобы объяснить человеку мир, в котором он живет, а живем мы в технологическом мире.

Методы обучения тоже претерпели серьезные изменения. На смену открытому инструктажу приходит исследование, цель которого - раскрыть личность и таланты обучаемого наиболее полно. Исследование особо продуктивно, если оно осуществляется на базе современных компьютерных технологий. Большую значимость приобретает мотивация обучения и способы передачи информации, возрастает роль учителя, особое внимание уделяется качеству обучения, гибкости, готовности к переменам.

Глобальность происходящих сегодня информационных перемен очевидна, как и очевидна необходимость пересмотра подходов к образованию в целом. Современное развитие педагогической науки, её освобождение от стереотипов и инновационная направленность требуют творческой интеграции современных подходов в системе высшего образования. Информатизация системы образования в целом - это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения.

На практических занятиях с использованием компьютерных технологий обучения ученики, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку, а учитель наблюдает за их работой и, в случае необходимости, может оказать индивидуальную помощь.

"Компьютерные технологии - это также решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания".

В процессе формирования у учеников основных компетенций компьютерные средства обучения позволяют быстро подготовить учебные задания, соответствующие начальному и текущему состоянию познавательной деятельности обучаемого, обеспечить контроль за их исполнением.

В условиях массовости обучения это коренным образом решает проблему индивидуализации обучения. Появляется возможность реализовать основные требования теории усвоения, подавая каждому обучаемому информацию в том виде, который соответствует текущему этапу усвоения. Благодаря совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически возможным уяснением учебного материала и его действительным усвоением в ходе выполнения упражнений.

Однако, наряду с преимуществами компьютерных технологий, существует ряд проблем. Первая - это ограниченность ресурсов школ (финансирование, уровень используемой в школе компьютерной техники, качество каналов связи). Второй проблемой на сегодня является психологическая и практическая неподготовленность учительского состава, отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. В настоящее время требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационно-методического сопровождения.

Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет:

1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;

5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;

8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

Всё вышесказанное определяет актуальность избранной темы.

Объектом исследования в данной работе является процесс обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе.

Предметом исследования в данной работе является использование НСО в форме информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике преподавания немецкого языка на начальном этапе.

Целью данной работы является: определить сферу использования Интернет-ресурсов применительно к младшей ступени обучения немецкому языку.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

изучить возрастные и психологические особенности младших школьников;

изучить дидактические возможности использования электронных ресурсов применительно к младшей ступени обучения;

определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной частями в преподавании немецкого языка на младшей ступени.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме;

анализ федерального компонента Государственного образовательного стандарта и учебных программ по иностранному (немецкому) языку;

наблюдение и обобщение опыта работы учителей на младшей ступени обучения немецкому языку;

целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью учащихся младшей ступени обучения в процессе изучения иностранного языка;

анкетирование;

констатирующий и итоговый срезы;

проведение опытного обучения;

статистическая обработка и анализ результатов опытного обучения.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ на начальном этапе обучения иностранному (немецкому) языку.

Практическая ценность работы заключается в том, что

разработана методика работы с Интернет-ресурсами на начальном этапе обучения немецкому языку в средней школе;

выделены трудности в работе с Интернет-ресурсами и показаны пути их преодоления;

результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания немецкого языка в средней школе на начальной ступени.

Всё вышесказанное определило структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Еще по теме:

Гражданско-правовая культура личности и её становление
Как мы уже отмечали в предыдущей главе, одним из главных условий функционирования гражданского общества являются непосредственно сами граждане. Именно они создают Независимые Некоммерческие Организации, ассоциации, движения, объединения, являющиеся институты гражданского общества. Сильное и активно ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru