Золотая педагогика

Методика преподавания географии

Образование » Методика преподавания географии

Школьники должны понимать карту – усвоить главные свойства, читать карту – уметь распознавать географическую действительность по её изображению, знать карту – помнить и знать расположение и примерный размер, форму географического объекта.

Требования:

1.знание программной географической номенклатуры;

2.знание условных знаков карты и понимание ее построения.

Обучение чтению карты состоит из 2 стадий:

1 - школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей;

2 - учащиеся учатся объяснять карту и вскрывать взаимосвязи и зависимости, выявляя признаки, которые на карте непосредственно не показаны (например, на 1 стадии в отношении пустыни Каракумы учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть; на 2 стадии они должны уметь сделать логические умозаключения, например о свойстве озер, пустынь (соленое, бессточное), о климате (жаркий, сухой), о характере залегания (низкая плотность, размещение вдоль больших рек).

Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, пользоваться картами любой проекции, любого масштаба и различного содержания; умение устанавливать взаимосвязи географических объектов друг с другом.

Подведение учащихся к пониманию карты. Карта дает математически точные данные о картографических объектах, чтобы учащиеся правильно поняли построение карты и отражение на ней действительности, ин надо подводить к изображению местности на карте постепенно.

Наиболее правильный путь подведения к пониманию карты – это последовательный переход от ориентирования на местности к построению плана и от плана к карте. Прежде всего, ученики должны последовательно усвоить: ориентирование на местности; изображение направлений на чертеже; измерение расстояний на местности и их изображение в масштабе на чертеже.

Ознакомление с планом проходит в 3 этапа:

- сначала выполняется чертеж небольшой площади (класса, школы);

- глазомерная съемка плана большого участка местности;

- работа с топографическим планом, с градусной сеткой, переход от топографического плана к крупномасштабной карте, а затем к карте мелкомасштабной.

Обучение чтению карты и приемы работы с картой:

Умением читать карту овладевают постепенно. Сначала знакомятся с общегеографическими картами, затем переходят к специальным. Обучение чтению происходит путем специальных упражнений. Учитель ставит вопросы, ответы на которые ученики вычитывают из карты. Последовательными вопросами они подводятся к выводам, а в дальнейшем умение развиваться в ходе самостоятельных работ с картой.

Что такое представить карту? – это значит ознакомить с заголовками, легендой, размещением дополнительных данных с масштабом, обычным ориентированием (например, найти на карте местожительства).

Первое знакомство с картой необходимо завершить первыми пробами работы с ней.

Еще по теме:

Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, пол ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru