Золотая педагогика

Педагогические условия формирования рефлексивных умений у подростков на уроках информатики

Образование » Педагогические условия формирования рефлексивных умений у подростков на уроках информатики

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.

Сформировать у обучающихся средства контроля и оценки помогают уроки с использованием различных видов и приемов рефлексии. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью обучающихся , но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Противоречие: в современной педагогике делается акцент на развитие рефлексивных умений обучающихся, на необходимости создания для этого необходимых условий. В методической литературе слабо представлена методика организации деятельности педагога по формированию рефлексивных умений у обучающихся. Возможно, поэтому в практике школьного образования это направление деятельности недостаточно выражено в работе учителя, а если такая деятельность имеет место, то чаще всего носит непоследовательный характер.

Проблема: Какие педагогические условия будут способствовать формированию рефлексивных умений обучающихся?

Тема: Педагогические условия формирования рефлексивных умений у подростков на уроках информатики

Цель- определить педагогические условия, способствующие формированию рефлексивных умений обучающихся.

Объект-формирование рефлексивный умений у подростков.

Предмет исследования: педагогические условия формирования рефлексивных умений подростков

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, имеющихся научных исследований по данной проблематике сформировали гипотезу исследования: «Рефлексивный дневник» может выступать условием формирования рефлексивных умений подростков, если:

-субъекты образовательного процесса смотивированы на данную деятельность,

- работа с «рефлексивным дневником» носит системный и последовательный характер.

В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятия «рефлексия», «рефлексивная культура »; их психологический смыл.

2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста в плане развития самосознания.

3.Подобрать и применить на практике диагностические методики по определению самооценки подростков .

5. Разработать «Рефлексивный дневник» по информатике для 8 класса по разделу: «Текстовая информация и компьютер», как средство развития рефлексивной культуры подростка; методические рекомендации к её использованию.

Практическая значимость работы проявляется в разработке проекта «рефлексивного дневника» по дисциплине «информатика»: данный продукт может использоваться учителем- практикам общеобразовательных учреждений, кто целенаправленно осуществляет процесс самооценивания на своих учебных занятиях и рассматривает самооценку как составную часть педагогической оценки.

Подростковый возраст — возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13—15 лет.

Педагогический словарь, Коджаспирова Г. М.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей.

Педагогический словарь, Коджаспирова Г. М.

Рефлексия- дно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы – самосознания.

Педагогический словарь, Коджаспирова Г. М.

Оценка- мнение о ценности, уровне или значении чего-либо , дать оценку чему –либо. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

Еще по теме:

Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к обучению»
Ведущий специалист по изучению познавательных интересов у школьников Г.И.Щукина определяет, что познавательный интерес-это важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес - самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникат ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru