Золотая педагогика

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

В настоящее время большое внимание уделяется детям с проблемами в развитии. Научные исследования и педагогическая практика свидетельствуют о том, что число детей, имеющих отклонения в развитии очень велико и неуклонно возрастает. По последним данным МО РФ (2005) среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого ещё в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Петрова В.Г. и Белякова И.В. (2008) [отмечают, что в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии - около 10%, которые предполагают пристальное внимание к ребёнку со стороны окружающих его взрослых в первую очередь - родителей; требуют комплексного вмешательства специалистов - врачей, педагогов, психологов. Нередко ставится вопрос о необходимости воспитания и обучения ребёнка в особых учебных заведениях (детских садах, школах или классах коррекционно-развивающего направления), а в отдельных случаях индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах. Развитие ребёнка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка.

Отсутствие средств общения, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что у детей с нарушениями интеллекта не возникает общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества. Взаимодействие со взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно так же, как и общение со взрослыми, возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи. Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина).

В последние годы отечественные исследователи большое внимание уделяли проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Вместе с тем особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, несмотря на значимость, изучены не достаточно широко (Д.И. Аугене, Ж.Н. Головина, Е.С. Слепович), не разработана система работы по развитию общения.

На сегодняшний день задачей в воспитании детей с нарушением интеллекта, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

Актуальность. В основе общения ребенка со взрослым лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка. У детей с интеллектуальным нарушением эмоциональный контакт со взрослым, а также потребность в общении с ним в раннем возрасте часто не возникает, следовательно, не формируются и необходимые предпосылки для развития речи и общения. Изучение сформированности навыков речевого общения и их коррекция у дошкольников с нарушением интеллекта в настоящее время является актуальным.

Объект - навыки речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет - процесс формирования навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования. Специально организованные коррекционные занятия, моделирующие внеситуативные формы общения со взрослым, будут способствовать повышению уровня коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Цель - изучить на теоретическом и практическом уровне процесс формирования навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Для подтверждения гипотезы и реализации целей были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать медицинскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) осуществить выбор методов и приемов диагностики навыков внеситуативно-личностного общения у дошкольников с нарушением интеллекта, описать их;

нарушение интеллект навык речевой

3) провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности навыков внеситуативно-личностного общения у дошкольников с нарушением интеллекта;

4) осуществить выбор методов и приемов коррекции навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта, систематизировать их.

Наше исследование проводилось на базе ДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" г. Читы. В исследовании приняло участие 4 детей подготовительной группы детского сада.

Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. и осуществлялось на трех этапах:

1 этап (2006-2007 гг.) - выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы и т.д.;

2 этап (2007-2008 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования;

3 этап (2008-2009 гг.) - проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.

Методологическую основу исследования составили:

теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики ребенка, согласно которой высшие психические функции человека формируются прижизненно, под влиянием условий социальной среды, воспитания и обучения;

теоретические положения дошкольной специальной психологии и педагогики, о единстве закономерностей нормального и аномального развития;

понимание дошкольного возраста как сенситивного периода в развитии ребенка и поэтому наиболее благоприятного для коррекции нарушенных функций, эффективность которой зависит от раннего начала целенаправленной работы и ее содержания;

фундаментальное положение о том, что ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игровой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).

Методы исследования:

анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования;

педагогическое наблюдение;

экспериментальное изучение и обучение;

качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Еще по теме:

Анализ литературы по проблеме исследования
Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В ней принимают участие различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный и др. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Н.И. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru