Золотая педагогика

Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

Страница 3

Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).

Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).

Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.

Агрессия может быть направлена на:

окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)

близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)

животных (птиц, кошек, насекомых)

себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)

внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)

символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

причинение боли жертве, её страдания;

месть за перенесенное страдание;

причинение ущерба;

доминирование, власть над другим человеком;

получение материальных благ;

аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);

защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

отстаивание автономии и свободы;

завоевание авторитета в группе сверстников;

удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

привлечение внимания.

Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Виды мышления
Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентиро ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru