Золотая педагогика

Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

Страница 4

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденции, или же оно зависит от каких – либо иных факторов. Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

- ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию).

- агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации)

- устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо)

- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий)

3. По эффективности:

- конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации , успеху и совладению со стрессовыми ситуациями)

-деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

- нормальное агрессивное поведение

- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение)

- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств

- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств.

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом.

Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с со своими страхами он прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим способ преодоления страха может стать направление агрессии на себя. Аутоагрессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Факторы, влияющие на формирование ученического коллектива в учебной группе ПТУ
Анализируя проведенную работу по изучению формирования ученического коллектива и роли мастера ПО в этом процессе, можно выделить несколько факторов , оказывающих наибольшее влияние на формирование ученического коллектива. Первый, с моей точки зрения самый весомый фактор, это профессионализм самого ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru