Золотая педагогика

Вопросы перехода на компетентностно-ориентированное образование в специализированных школах для одарённых детей

Образование » Вопросы перехода на компетентностно-ориентированное образование в специализированных школах для одарённых детей

Страница 1

Результатом при компетентностном подходе становится готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. Результат обучения отделен от процесса («объясняем на одном учебном материале, а спрашиваем на ином (часто незнакомом) материале»).

Таким образом, в компетентностном подходе акцент ставится не столько на освоение определённого содержания учебного плана, сколько на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества.

Всё это правильно! Но у многих, очевидно, возник вопрос: а нужно ли переходить на новую модель образования в школах для одарённых детей, если по результатам олимпиад, соревнований проектов, ЕНТ школы для одарённых детей лидеры и в регионах и в Республике?

Конечно, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Мы же провели выборочный мониторинг уровней сформированности ключевых компетенций у старшеклассников гимназий, лицеев и школ для одарённых детей. Результаты показали, что только у 12–15% учащихся этих школ они на допустимом уровне. А это показатель недопустимого уровня деятельности школы с точки зрения компетентностно-ориентированного образования и образования, ориентированного на ребёнка.

Карагандинские инновационные школы ответили на этот вопрос – утвердительно – да, необходимо переходить от знаниецентриской к компетентностной модели образования. И некоторые свои наработки на этом пути они уже показывали.

Мне же хотелось обратить ваше внимание на три основных вопроса, 3 основные проблемы, которые мы должны решить на пути к компетентостно-ориентированному образованию. Это образовательное пространство в компетентностно-ориентированной школе, это - конструирование субъект - субъектного типа взаимодействия, и это - управление качеством образования в компетентностно-ориентированной школе.

1. Образовательное пространство:

На Слайде №2 показана модель развивающей образовательной среды специализированной школы для одарённых детей «Дарын» г. Караганды.

Образовательная среда в компетентностно-ориентированной школе должна характеризоваться субъектностью, то есть отсутствием границ и максимальной степенью свободы выбора. Вместе с тем, также важно придание школьной образовательной среде правового характера, возможно, посредством создания школьных правовых служб, принятия общих норм и ценностей.

Кроме того, образовательное пространство в компетентностно-ориентированной школе должно соответствовать принципу «возрастосообразности». То есть образовательный процесс в основной и старшей школе должен быть спроектирован в соответствии с социально-психологическими особенностями развития учащихся подросткового и старшего школьного возрастов. Главным в подростковой школе должны быть возможности делать и пробовать. Для этого создается комплекс необходимых условий, определенным образом организованное образовательное пространство, в которое входят клубы, секции, мастерские, лаборатории, общества, вузы, колледжи, научные организации,…а так же интегрируется общее и дополнительное образование. Всё это позволяет включаться подросткам в образовательные и допрофессиональные стажировки. Так как в этом возрасте очень значимо постоянное расширение круга общения с одновременным включением в процесс проб и практик.

ScreenHunter_005.bmp

Вместе с тем в компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных форм организации занятий: сессий, проектных групп, самостоятельной работы в библиотеке, лаборатории или компьютерном классе и др.

В старшей школе центральным местом должны стать библиотека, лаборатории, научные общества. Необходимо наличие большого количество небольших учебных аудиторий, обеспечивающих возможность реализации старшеклассниками индивидуальных образовательных маршрутов. Оснащение учебных аудиторий, мастерских, лабораторий должно осуществляться в соответствии с возрастом.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Воспитание у древних народов. Египет
В древнем Египте существовала система всеобщего народного просвещения, главным образом в области наук и технологий связанных со строительством и земледелием. В этом отношении особенно выделялось обучение арифметике и геометрии. Об этом мы имеем свидетельство самого Платона в его труде «Законы», в к ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru