Золотая педагогика

Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Страница 1

Проблеме профессиональной компетентности учителя в той или иной мере уделяли внимание выдающиеся общественные деятели, философы, историки, педагоги прошлого, и в настоящее время её серьёзно исследуют и действенно решают видные теоретики и практики образования.

Как известно, понятие «компетентность», «компетентный» в русский язык пришло из латинского, где слова competens, competentis означали «надлежащий, способный». Они стали широко использоваться в быту и в литературе в пятидесятые годы девятнадцатого века.

Приводились толкования данных понятий и в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» - приводится следующее определение: «компетентный – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова можно увидеть следующее объяснение термина: «компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; обладающий компетенцией (кругом вопросов, полномочий, прав)». Указанные определения, конечно, являются бесспорными. Но наиболее интересной и близкой нашей точке зрения представляется позиция авторов словаря русского языка, написанного под редакцией А.П.Евгеньевой и Большого толкового словаря русского языка под редакцией С.А.Кузнецова, где отмечается, что «комптентный – обладающий основными знаниями в какой-либо области; основанный на осведомленности, веский, авторитетный; обладающий компетенцией, правомочный», а «компитенция – область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению».

В педагогических энциклопедических словарях и в педагогических энциклопедиях данные понятия не встречаются. Как отмечает Н.А.Шайденко, «появилось понятие «компетентный» в тезаурусе библиотеки им. К.Д.Ушинского, но, видимо в силу недостаточно четкой определенности, в данной рубрике помещена литература, связанная с педагогическим мастерством, педагогической технологией, с некоторыми новаторскими педагогическими поисками и т.д.».

И.А.Зимняя выделяет три этапа становления компетентностного подхода в образовании.

Профессор отмечает, что отличительной особенностью первого этапа является введение в научный аппарат категории «компетенция» и создание предпосылок разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Данный этап, говорит И.А.Зимняя, связан с именем Д.Хаймса, который исследовал разные виды языковой компетенции и ввел понятие «коммуникативная компетентность».

Второй этап (1970-1990гг.), по мнению профессора, характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. Разрабатывается понятие «социальная компетентность компетенции». В 1984г. в Лондоне появляется работа Дж.Равена «Компетентность в современном обществе», которая многократно переиздавалась с тех пор. Последнее ее издание вышло в свет 2002 году. В данной работе дается развернутое токование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». В своей работе Дж. Равен приводит список 37 видов компетентностей. Автор считал, что компетентность включает в себя не только интеллект, но и эффективное поведение, способности, конечно, внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется ценностями индивида и, по мнению ученого, играет решающую роль в развитии компетентности. Это утверждение и на наш взгляд отражает содержание понятия компетентность. Опытным путем Дж.Равеном было установлено, что развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Теоретико-методологические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Если людей приравнива ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru