Золотая педагогика

Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Страница 2

Исследователи того времени и в мире, и в России не только стали изучать компетенции, выделяя от 3-х до 37 видов, но и строить обучение, имея ввиду ее формирование как конечного результата этого процесса. Ученые выделяют различные виды компетентностей для разных видов деятельности. Например, Совет Европы (1990) выделяет стратегическую, социальную, социолингвистическую, языковую и учебную компетенции/компетентности внутри языковой при разработке уровней владения иностранным языком. Также в 1990 году в России впервые вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». Автор рассматривает на примере педагогической деятельности компетентность как «интегративное свойство личности». Мы присоединяемся к данному взгляду и при определении понятия ИКК классных руководителей придерживаемся указанной терминологии, отмечая, что ИКК классного руководителя – это интегративная индивидуально-личностная характеристика.

Вернемся к этапам становления компетентностного подхода, предложенным И.А.Зимней. Профессор отмечает, что говорить о третьем этапе можно, начиная с 1990 года – момента появления на свет работ А.К.Марковой, в которых профессиональная компетентность в общем контексте психологии труда становится «предметом специального всестороннего рассмотрения. Именно отечественные исследователи внесли общий большой вклад в разработку проблем компетентности в целом и социальных компетенций компетентностей в частности. В работах Л.М.Митиной, Л.А.Петровской исследовались социально-психологический (конфликтология) и коммуникативный аспекты компетентности учителя. Л.М.Митина говорит о том, что «педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности». И тем самым вновь подчеркивает сложную интегративную природу компетентности. При этом автор выделяет две подструктуры педагогической компетентности: деятельностную и коммуникативную.

В 1996 году в Берлине на симпозиуме по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны пробрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В своем докладе «Ключевые компетенции для Европы» В.Хутмахер отметил, что «…понятие компетенция, входит в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, но содержательно до сих пор не определено». По мнению авторов работы «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика» изданной в Москве в 2002 году В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, и М.В.Рыжакова понятие компетенция должно использоваться также вместо понятий знания, умения, владение и т.д.

На этом фоне наше внимание привлекло определение компетентности, которое дано разработчиками «Стратегии модернизации содержания общего образования» в России в 2001 году. Авторы подчеркивают емкость понятия компетентность, говоря, что оно шире понятия знания, или умения, или навыка и «включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Тоже подчеркивает И.А.Зимняя когда отмечает, что «компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции». Профессор компетентность понимает как «основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека». Н.Хомский, В.Хутмахер поясняют, что употребление компетенций, будучи связано с самим говорящим, с опытом самого человека, наполняется собственно личными составляющими, включая, например, мотивацию, качественные, мотивационно-волевые и другие свойства личности. С заявленными утверждениями нельзя было не согласиться и не учесть при формулировке понятия и сущности ИКК классных руководителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дети с нарушением интеллекта называются умственно отсталыми. Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти слов ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru