Золотая педагогика

Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Страница 4

компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мульимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет технологией».

Эти компетенции проявляются в деятельности человека, становятся его личными качествами, свойствами, то есть становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.

Говоря о компетентностях И.А.Зимняя отмечает, что «они будут включать такие характеристики, как

готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

овладение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности».

Как пишет Н.А.Шайденко, понятие «компетентность» должно характеризоваться, как минимум, двумя блоками свойств: общим и профессиональным.

В каждый блок должны входить свойства, характеризующие способность:

непрерывно обучаться в течение активной жизни;

действовать в современном многонациональном, многокультурном информационном обществе;

принимать решения и нести ответственность.

В профессиональный блок компетентности, кроме того, должны входить свойства субъекта, характеризующие его способность:

обладать определенным объемом профессиональных знаний и применять их на практике;

разрабатывать и внедрять профессиональные модели;

проводить исследования в профессиональной области знания.

По мнению И.Л.Федотенко компетентность – специфическое личностное образование, свидетельствующее о способности и готовности личности выполнять какие-либо функции в пределах определенных компетенций. А понятие компетенции, в свою очередь, включает информационную осведомленность, умения, навыки, способы деятельности, опыт, модели поведения в конкретной предметной области, а также совокупность полномочий и прав.

В своих работах И.Л.Федотенко рассматривает психологическую составляющую компетентности учителя и выделяет в ней следующие взаимосвязанные и взаимообусловленнын структурные компоненты: когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностный, конативный и личностный.

А.П.Тряпицына, говоря о компетентности педагога, особенно подчеркивает, что выбор способа решения профессиональной задачи и интерпретация полученного решения определяется мотивационно-ценностными характеристиками личности.

Проанализировав заявленные выше определения компетентности, составим таблицу 1, отражающую структурные компоненты этого понятия.

Таким образом, ученые выделяют от двух до шести и более компонентов понятия компетентность. Мы вслед за такими именами как Дж.Равен, И.А.Зимняя, А.П.Тряпицына, Н.А.Шайденко, И.Л.Федотенко будем включать в понятие компетентность мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный компоненты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Социальные аспекты. Классификация средств массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: сод ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru