Золотая педагогика

Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Сущность категории «компетентность» в отечественной и зарубежной педагогике

Страница 7

К данным, представленным в таблице, необходимо добавить следующее.

А.К.Маркова в профессиональной компетентности выделяет такие компоненты, как:

«профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями».

А.К.Маркова в содержание компетентности педагога включает процесс (составляющие его – педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность) и результат (обученность и воспитанность школьников) его труда.

Выдающийся отечественный педагог Б.С.Гершунский рассматривает формирование профессиональной компетентности как один из этапов развития и становления личности. Он разделяет понятия «образованность» и «профессиональная компетентность». Автор отмечает, что «образованность – категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. А категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу».

Профессор П.И.Пидкасистый отмечает, что компетентность, в том числе и профессиональная, не позволяет человеку останавливаться на достигнутом уровне, мотивирует его на новое познание, на непрерывную настойчивую работу над собой.

Анализ таблицы показывает, что понятие «профессиональная компетентность» толкуется учеными, работающими по проблемам профессионального образования, крайне неоднозначно. Они подчеркивают разные стороны этого явления. Либо особенно выделяют знания и опыт, либо качества личности, либо аспект профессионализма.

Джон Старк (США, 1986г.) выделяет шесть компонентов профессиональной компетентности:

концептуальный;

технический;

компетенцию контекста;

межличностный;

интеграционный;

компетенцию адаптации.

В свою очередь Н.Е.Костылева определяет следующие компоненты профессиональной компетентности учителя:

личностно-гуманистическая ориентация;

педагогическое восприятие;

педагогические умения;

педагогическое творчество.

Н.В.Кузьмина в качестве отдельных видов профессиональной компетентности педагога выделяет:

специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся;

психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

дифференциально-психологическая компетентность области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

рефлексия педагогической деятельности.

На основе анализа данных определений мы выявили, что необходимо включать в понятие компетентности личностный компонент.

Мы согласны также с точкой зрения ученых, которые в структуре профессиональной компетентности выделяют ключевую, базовую и специальную компетентности (И.С.Батраков, В.А.Козырев, М.П.Лапчик, А.А.Орлов, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына). Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире, а проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации. Данные компетентности, как мы видим, приобретают сегодня особую значимость. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. В профессионально-педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для построения профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности, например, в классном руководстве.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Образование как явление
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая ст ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru