Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 1

Сегодня педагоги России, несмотря на теоретические трудности, активно занимаются изучением, осмыслением и внедрением компетентностного подхода в школьную жизнь. В педагогический язык вошли такие словосочетания как «коммуникативная компетентность» и «информационная компетентность». Информационную компетентность сегодня выделяют в качестве ключевой компетентности, что ученые объясняют как потребностями самой сферы образования, так и общественными запросами. Последние находят выражение в том, что все возрастающая неопределенность в быстро меняющемся мире требует от человека способности быстро оценивать ситуацию и принимать верное решение на основе информации, которой человек уже обладает либо способен найти в кратчайшее время. Информационная компетентность позволяет человеку в современных условиях достигать общественных и профессиональных успехов.

В последние годы внимание к проблемам, связанным с информационными технологиями и информационным поведением педагога, чрезвычайно обострилось. Об этом говорит огромный поток публикаций, посвященных использованию информационных ресурсов в педагогической деятельности и отражающих взгляды на подготовку учителя (чаще всего предметника) к применению компьютера в своей профессиональной деятельности.

Терминология и понятийный аппарат в сфере педагогических приложений информатики и информационно-коммуникационных технологий в настоящее время еще не вполне устоялся. По этой причине целесообразно разобраться в основных понятиях, используемых в данной сфере.

В теории образования компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий называют по-разному: «компьютерная грамотность», «информационная культура», «информационно-коммуникационная компетентность», «компетентность в сфере новых информационных технологий (НИТ)», «информационная коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность)», «информационная компьютерная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Хотя на наш взгляд под всеми указанными понятиями подразумевается актуальное употребление средств информационно-коммуникационных технологий в трудовой деятельности человека.

Возникает вопрос о том, что такое средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ). Наиболее подробное на наш взгляд определение дает доктор педагогических наук, профессор И.В.Роберт, говоря, что средства ИКТ – это «программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К таким средствам относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода текстовой и графической информации и манипулирования ею, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и «виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и др.); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и на глобальном».

Наше внимание привлекло мнение О.А.Кизик, в котором отмечается, что информационную компетентность необходимо рассматривать во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура» и «компьютерная грамотность», характеризующими уровень развития личности.

Понятие компьютерная грамотность, получило широкое распространение в сферах образования в период введения в среднюю школу нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Впоследствии стало достаточно устойчивым основное наполнение понятия «компьютерная грамотность школьника» - это:

умение обращаться с компьютером (пользоваться базовыми возможностями операционной системы, несколькими прикладными программами, взаимодействовать с Интернет-браузерами и системами электронной почты);

создание простейших программ для компьютера;

представление об устройстве и принципах действия ЭВМ (структура ПК и функции его основных устройств; физические основы и принципы действия основных элементов компьютера);

представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации (примеры решения практических задач в ряде учебных предметов.)

Появившееся на этапе введения предмета информатики понятие компьютерная грамотность и до сих пор встречается в методической литературе, причем не только применительно к общему образованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

История изучения дизартрии
В 1879 году Куссмауль впервые описал в классификации речевых расстройств особый вид нарушения звукопроизношения и назвал дизартрией. Уже в 1888 году Говерс подразделил такие дизартрирические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. В дальнейшем не раз делались попытки дать более подроб ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru