Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 2

Например, под компьютерной грамотностью учителей А.С.Белкин понимает профессиональную компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования необходимой информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации школы, использованием международных компьютерных сетей и способов участия в Интернете.

«Структура компьютерной грамотности включает:

Умение пользоваться видеоаппаратурой.

Умение разрабатывать сценарии, видеозаписи сюжетов, связанных с образовательным процессом, с собственной профессиональной деятельностью.

Умение использовать сценарии видеоигр, придавая им дидактическую направленность.

Знание основ работы с компьютером, систем получения информации.

Овладение навыками работы с компьютером.

Умение строить виртуальные модели образовательного пространства и вариантов ее реализации».

Понятие «информационная культура» изначально возникло путем добавления новых и некоторого расширения прежних компонентов компьютерной грамотности. Смысл такого изменения сводился к желанию показать открывающиеся широчайшие возможности применения информатических знаний и умений не только в других предметах, но и в повседневной практике человека информационного общества. Одним из первых отечественных ученых, описавших в своей работе процесс формирования компьютерной грамотности учащихся, был академик А.П.Ершов, который утверждал, что для успешной реализации этого процесса необходимо сформировать у учащихся следующие навыки:

навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методе математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять результаты в практической деятельности.

«Данные требования, взятые в минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме – воспитание информационной грамотности учащихся».

Вместе с тем, отражение в этом понятии феномена «культура» невольно придает ему тот расширенный смысл, который в определенном контексте может трактоваться с точки зрения общего понятия культуры как высшего проявления образованности и компетентности. Сегодня согласно своему складывающемуся статусу на свободное место между начальной грамотностью и культурой претендует понятие «компетентность». В таком случае, как отмечает М.П.Лапчик, «роль основополагающей цели обучения информатики в образовательной школе переходит именно к компьютерной компетентности, которую в целях наиболее точного и полного отождествления с ее сутью следует более развернуто называть информационно-коммуникационной компетентностью, или сокращенно ИКТ-компетентностью». Данное понятие остается лишь наделить обоснованным и адекватным сложившейся обстановке содержанием.

Что же касается понятия информационной культуры в том ее исходном понимании, которое было приведено выше, то ему, скорее всего, придется расстаться с какими-то предметно-содержательными признаками, развиваемыми при формировании ИКТ-компетентности, с одновременным усилением аспектов общекультурного характера. Информационная культура - явление высшего порядка, очевидное преимущество этого понятия заключается в его открытости и обращенности в перспективу. В этом смысле примечательна трактовка наиболее важных с точки зрения К.К.Колина целей обучения информатике: «формирование новой информационной культуры российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения людей в новой, высокоавтоматизарованной информационной среде обитания людей в XXI веке; формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, которые должны быть основаны на признании единства основных информационных законов в природе и обществе, а также на понимании ведущей роли информации в эволюционных процессах и обеспечении жизнедеятельности природных и социальных систем; подготовка интеллектуальной элиты общества к освоению новой методологии научных исследований, в основе которой будет лежать информационный подход как фундаментальный метод познания природы, человека и общества; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Проблема в работе с номенклатурной документацией
“Номенклатурная документация” или “Номенклатура дел” утверждена Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. В принципе, любой документ из этого списка школа обязана иметь, и всё, что указано в этом списке, может потребовать любой проверяющий школу. Необходимо отметить, что список дел ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru