Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 3

При этом важно понимать, что было бы неправильно делать попытку жесткого разделения элементов «триады» компьютерная грамотность® ИКТ-компетентность® информационная культура и этапов их формирования в условиях образовательного процесса. «Данные понятия по самой сути своей естественно взаимозависимы и взаимосвязаны. Более того, в перспективе мы можем прийти к таким подходам построения образования, когда в интегрированных курсах предметные области будут сочетаться со сферами компетентности».

Использование компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерное для современной педагогической науки стремление придать знаниям с одной стороны личностный, а с другой стороны – прагматический деятельностный характер.

Как отмечает в своей работе М.П.Лапчик, информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) педагога ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности.

В научной литературе понятие «коммуникация» трактуется и в широком и узком смысле. В широком смысле под ним рассматривают систему, в которой осуществляется взаимодействие, процесс взаимодействия, способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В узком смысле, коммуникация (от лат. Communication – делать общим, связывать, общаться) определяется как «путь сообщения, линия связи»; «процесс передачи и приема информации (идей, образов, оценок, установок)»; «линия или канал, соединяющие участников обмена информацией»; «взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается».

Определенный интерес для нас представляет точка зрения А.А.Андреева, который отмечает, что в последние два-три года стало широко использоваться комплексное словосочетание «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Автор считает, что, так как понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, логичнее использовать общепринятый устоявшийся термин «новые информационные технологии» и соответствующую аббревиатуру НИТ.

Особенностью большинства НИТ состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, став важным элементом предметной среды.

С 1994 г., со времени выхода в свет монографии И.В.Роберт, под средствами новых информационных технологий (СНИТ) понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».

В настоящее время разработано и эксплуатируется значительное число СНИТ, их парк меняется почти ежегодно. К средствам и системам НИТ, которые используются и потенциально могут быть использованы в образовании, относятся: компьютеры, дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, базы данных, базы знаний, ситстемы мультимедиа, видеотекст, телетекст, ТВ-информ, модем, пад, компьютерные сети, электронная почта, электронные конференции, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, цифровые фотокамеры, устройства ввода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон, факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернете, СD-ROM, системы распознавания текста. Этот список далеко не полный, но он дает представление о многообразии систем и средств НИТ.

И.А.Зимняя рассматривает информационно-технологическую компетентность, которую она понимает, как «способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде», считая ее одной из ключевых собственно социальных компетентностей.

При описании содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности исследователи подчеркивают разные аспекты. Например, такие ученые как Адольф В.А., Витухновская А.А., Жданов С.А. к числу значимых признаков относят знание информатики как предмета; использование компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется ИКТ-компетентность.

В рассмотрении сущности информационно-коммуникационной компетентности педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (применение информационных технологий), технический (знание возможностей компьютера, границ области применения того или иного программного обеспечения), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией). Каждая из перечисленных составляющих в той или иной мере была рассмотрена по отношению к педагогам вообще. О структуре ИКК именно классных руководителей работ при изучении литературы по нашей теме мы не встречали. Поэтому нам предстоит дать определение понятию ИКК классных руководителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Коррекция лазания и nерелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, коор­динации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезани ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru