Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 4

Нам близка точка зрения М.П.Лапчика, который утверждает, что «ИКТ-компетентность – в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения».

В литературе также часто встречаются термины «информационная компетентность», «компьютерная компетентность» и другие, но мы считаем, что логичнее говорить о компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), поскольку этот термин содержит те ключевые слова, которые наиболее полно раскрывают содержание самого понятия.

Изучение проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов и наш опыт работы позволили предложить следующее рабочее определение. ИКК классного руководителя - это интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая:

познавательную и социальную мотивацию;

систему знаний;

совокупность умений и навыков;

способы деятельности и субъективный опыт;

индивидуально-личностные качества педагога.

Поэтому в структуру ИКК классного руководителя нами были включены мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный компоненты.

Ученые рассматривают ИКК в сфере образования применительно к разным категориям специалистов – управленцам, педагогам, учащимся, студентам. При этом представляют интересующее нас явление как сложное, многокомпонентное, отражающее и признаки информационной культуры личности, и достижения в области компьютерной техники.

Обратим особое внимание на тот факт, что в настоящее время ИКК учителя становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуальным считается такое обучение учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

Согласно современному видению проблемы профессиональная компетентность объединяет в себе три составные части: ключевую, базовую и специальную. Исходя из этого, следует предполагать, что в процессе формирования профессиональной компетентности педагогического работника испытывать отражение ИКК должны все три ее составные части. Мы принимаем точку зрения М.П.Лапчика, согласно которой ИКК является обязательной составляющей группы специальных профессиональных компетенций, занимая среди них весьма значительное место.

М.П.Лапчик дает четкие характеристики трех основных этапов формирования ИКК: базового, общего и профессионального, на первом из которых, формируются базовые ИКК, а на двух последних - специальные.

Первый этап (базовый) характеризуется формированием базовой составляющей ИКК и происходит в период обучения будущего педагога ещё в средней школе на уроках по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. К компонентам ИКК, которые образуются на этом этапе, относятся: общие представления об устройстве ПК; основы работы с операционной системой Windows; создание несложных документов в Word; создание простых расчетных таблиц Excel; создание простых презентаций. Отличительной особенностью первого этапа является применение информационных технологий в учебной деятельности школьника и при решении несложных бытовых задач. Хорошую основу для определения содержания понятия ИКК учащихся образовательной школы создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А.Кузнецова в Российской академии образования. Авторы выделяют шесть видов компетенций: компетенции в сфере информационно-аналитической, познавательной и коммуникативной деятельности, технологическая компетенция, компетенция в области техникознания (техническая компетентность), компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

Говоря о компетенции в сфере информационно-аналитической деятельности, А.А.Кузнецов отмечает, что к этому виду относится понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества, знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира; умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности; владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости. Компетенция в сфере познавательной деятельности состоит, по его мнению, из понимания сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы; знания основных этапов системно-информационного анализа; владения основными интеллектуальными операциями, такими, как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.; сформированности определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинированного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации. Описывая компетенции в сфере коммуникативной деятельности, А.А.Кузнецов перечисляет в данной группе отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков; знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций; знание этических норм общения и основных положений правовой информатики. Технологическая же компетенция трактуется автором как понимание сущности технологического подхода к организации деятельности; знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности; умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи, в частности с помощью средств автоматизации; владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий. Компетенция в области техникознания (техническая компетентность) отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик. А компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений, по мнению группы ученых во главе с А.А.Кузнецовым, состоит из понимания необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовности и способности нести личную ответственность за добросовестность распространяемой информации; уважения прав других и умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Дидактическая игра по развитию счетной деятельности
Составление геометрических фигур Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугол ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru