Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 5

Второй общий этап формирования ИКК характеризуется формированием общей составляющей ИКК и осуществляется в период обучения на первом и втором курсах педагогического вуза по предмету информатика. Основными компонентами ИКК формируемыми на данном этапе являются: умения находить информацию с использованием ресурсов Интернета, создавать сложные документы Word, расчетные таблицы в Excel с использованием формул, математических, логических, статистических функций, строить диаграммы, создавать базы данных (однотабличных, многотабличных), строить запросы, формы и отчеты. Отличительная особенность данного этапа от двух других - является умение использовать информационные технологии для решения повседневных студенческих задач (подготовка курсовых и дипломных работ, написания докладов и рефератов, подготовки к семинарам и практическим занятиям, подготовка к выступлениям на студенческих научных конференциях). При определении содержания общей ИКК студентов педагогического вуза, опираясь на существующие в мире и в России подходы к определению квалификации специалиста в области информационных технологий, выделим перечень соответствующих умений. Данные умения можно разделить на четыре блока: информационный блок, блок компьютерной и информационной техники, блок операционной системы и блок прикладных программ. Первый включает в себя поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации; критическое осмысление найденной информации; выбор той, к которой можно относиться с доверием; представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и других способов; выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной компьютерной и информационной техники. Ко второму блоку относят знание структуры современного персонального компьютера и назначения его основных устройств; умение выбрать компьютерную и информационную технику для адекватного решения задач и обосновать способы взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Блок операционной системы содержит умение настраивать пользовательский интерфейс Windows; создавать файловую структуру компьютера; использовать основные термины языка операционной системы Windows (окно программы, диалоговое окно, меню, панель инструментов, элементы управления в диалоговых окнах и на панелях инструментов, такие как кнопка, счетчик, раскрывающийся список, прокручиваемый список, флажок, переключатель, корешок); использовать стандартные программы Windows для решения несложных задач (Калькулятор – выполнение расчетов, WordPad – создание несложных текстовых документов, Paint – создание и видоизменение рисунков и др.). И четвертый блок прикладных программ складывается из умений и навыков в области создания и редактирования текстов с таблицами, рисунками и схемами, документов массовой рассылки, использования перекрестных ссылок, закладок, сносок, оглавлений и указателей при обработке документов в Word; создания расчетных таблиц с использованием формул и встроенных функций, построения диаграмм и графиков, элементов пользовательского интерфейса средствами Excel; проектирования и создания однотабличных и многотабличных баз данных, запросов, форм и отчетов средствами СУБД Access; поиска информации в Интернете с использованием различных поисковых систем; создания и получения электронных писем; создания и использования компьютерных презентаций.

Третий этап – формирование профессиональной составляющей ИКК характерен для третьего – пятого курсов педагогического вуза. Обучение ведется по таким предметам как «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационное и техническое обеспечение преподавателя», «Информационные технологии обучения» и др. Компоненты ИКК, формируемые на данном этапе: навыки использования ресурсов Интернета для поиска информации по организации образовательной деятельности школьников и в целях участия в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях для повышения своего профессионального уровня, текстовых процессоров для оформления учебно-программной документации и создания материалов для учебного процесса, табличных процессоров для рейтинговой системы оценки и создания компьютерных тестов, систем управления базами данных для учета результатов образовательной деятельности школьников, специализированных инструментальных систем для создания компьютерных тестов, инструментальных программ для создания собственных Интернет-ресурсов, готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях, стандартных приложений и специализированных программ для управления учебно-воспитательным процессом. Отличительной особенностью данного этапа является способность решать профессиональные педагогические задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В профессиональной ИКК будущего учителя можно в свою очередь выделить общепедагогическую и предметную составляющие. Общепедагогическая составляющая – это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания; предметная составляющая – специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, истории и др.) и педагогической деятельности работника образования (директора, воспитателя, классного руководителя и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Понятие педагогического проектирования
В настоящее время в педагогической литературе и в высказывани­ях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, от­дельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных заня­тий или учебных предметов и др. В.С. Безрукова ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru