Золотая педагогика

Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Анализ подходов к пониманию информационно-коммуникационной компетентности

Страница 6

Содержание умений, входящих в состав ИКК постоянно меняется. Это связано как с расширением источников информации, так и с расширением умений по их использованию. При этом, особый интерес представляет для нас мысль М.П.Лапчика, который подчеркивает, что перечень компетенций предметной составляющей профессиональной ИКК надо вести в условиях обстоятельного анализа конкретного вида педагогической деятельности учителя. В нашем случае это деятельность классного руководителя, которая определяется перечнем его функциональных обязанностей.

Очевидно, что ИКК классного руководителя – это не тоже самое, что ИКК студента, учащегося или любого другого специалиста. Мы согласны с мнением исследователей, которые отмечают, что ИКК работника образования, также как и ИКК классного руководителя, имеет свои особенности и отличается от ИКК любого человека – члена информационного общества.

Что же отличает классного руководителя от других специалистов, работающих в сфере образования? Чему необходимо учить классных руководителей при развитии их ИКК? Вот вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы выяснить специфику ИКК классных руководителей.

«В деятельности классного руководителя как организатора воспитательного процесса школы следует выделить пять основных забот по организации воспитывающей среды:

создание и развитие ученического коллектива;

организация взаимодействия педагогов, входящих в малый педагогический коллектив, работающий в классе;

взаимодействие с внеклассными и внешкольными учебно-воспитательными заведениями и объединениями;

взаимодействие с родителями учащихся;

создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс».

Фигура классного руководителя появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявлению индивидуальных способностей, то есть там и тогда, где и когда вообще рождается забота об отдельном ребенке.

Классный руководитель курирует индивидуальное личное становление школьника, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребенка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром.

Отличие классного руководителя от преподавателя общественных дисциплин, который также называется словом педагог, заключается в том, что преподаватель за частую, как показывает практика, ограничивает себя узкими рамками и вводит ребенка только в мир конкретной науки, передает определенные программные знания научного характера. А классный руководитель – лицо, вводящее ребенка в мир культуры и идущее рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Все должностные лица школы содействуют достижению воспитательной цели – формированию личности, способной строить жизнь достойного человека. Эту цель ставит и классный руководитель в работе с группой детей, только ориентируясь на индивидуальное формирование каждого ребенка как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель прослеживает становление и развитие каждого отдельного ребенка.

Характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие группы и личностное развитие каждого ребенка группы – одна из функций классного руководителя как профессионала. Осуществление данной функции он производит постоянно, наблюдая за деятельностью и поведением детей, фиксируя их реакции на происходящее вокруг, их взаимоотношения, содержание автономной самостоятельной деятельности. Именно классный руководитель более чем кто-либо знает о мере воспитанности своих подопечных. Чтобы уменьшить степень субъективности педагога в его оценках воспитанности детей, максимально приблизить полученную в повседневной реальности характеристику, классный руководитель проводит диагностику группы время от времени.

Педагогическая диагностика – это процесс выявления характеристик развивающейся личности. Как только возникает необходимость уточнить ход и тенденции личностного развития детей, как только общие наблюдения за детьми дают основание произвести оценку этого развития и проверить, уточнить оценку во избежание ошибки, тогда педагог обращается к диагностике как совокупности методик, применение которых позволит ему такое уточнение сделать.

Педагогическое диагностирование обусловлено системой работы педагога с группой. В совместной деятельности с детьми он многое видит, фиксирует и знает о личностном развитии ребенка гораздо больше, чем дадут ему самые изощренные методики. Но он вынужден прибегать к специально разработанным методикам, чтобы корректировать свои сведения о ходе личностного развития группы детей.

Важна для классного руководителя и сумма педагогических характеристик частного порядка, те, что он получает от преподавателей учебных дисциплин. Немаловажны и сведения, получаемые от родителей детей, хотя эти сведения зачастую оказываются субъективными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Основные и вспомогательные средства обучения
К основным средствам обучения сегодня можно отнести УМК (учебно-методические комплекты). Именно УМК, а не просто учебник. Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции владения иностранным языком, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, то од ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru