Золотая педагогика

Проблема становления и развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Проблема становления и развития ИКК классных руководителей

Страница 4

готовый для тиражирования педагогический программный продукт (программы для компьютера в комплекте с необходимыми учебными и методическими материалами);

квалифицированные кадры, подготовленные для осуществления работы по внедрению ЭВМ в практику работы школы.

Следует также особо отметить, что развитие профессиональной компетентности учителя может быть как личностной задачей самого педагога, так и специально организованным процессом деятельности управленческих структур, в частности администрации школы.

Как отмечает в своем исследовании Голубин Д.В. «ведущую роль в развитии информационной компетентности педагога играет не наличие технического (технологического) фактора, а психологические и личностные факторы. К ним относятся: мотивационные состояния, интеллектуальное развитие, способности к рефлексии, тревожность, самооценка, ценности и многое другое». На основании сделанных выводов Голубин Д.В. отмечает, что «в решении проблемы формирования информационной компетентности можно значительно продвинуться при условии специального изучения названных психологических характеристик человека как существенного фактора и исследования условий, при которых психические свойства и качества будут влиять на развитие ИКК, на качества деятельности педагога в информационно-образовательной среде».

Принимая точку зрения Д.В.Голубина, мы решили строить процесс обучения классных руководителей с учетом данных полученных при исследовании их психологических и личностных особенностей.

С психологической точки зрения, трудности овладения информационными и телекоммуникационными технологиями педагогами, в том числе и классными руководителями, как показывает практика, кроются в боязни контакта с новой техникой, в отсутствии у большинства педагогов положительного опыта использования компьютеров при проведении занятий. Также необходимо было учитывать дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых знаний, умений и навыков.

Такие ученые как Дж.Равен, А.К.Маркова и др. считают, что ведущим внутренним фактором развития компетентности является мотивация. Как утверждают психологи, если человек стремится удовлетворить возникающие у него потребности в процессе деятельности, то преодоление затруднений, возникающих при предъявлении не низких требований, ведет к развитию способностей в этом виде деятельности. Таким образом, важно вызвать мотивационное состояние, то есть, у человека должны постоянно появляться все новые и новые потребности и стремление их удовлетворять. А поэтому следует иметь ввиду, что в процессе развития ИКК необходимо уделять особое внимание развитию потребностей и мотивов.

По мнению Дж.Равена рост компетентности неразрывно связан с системой ценностей. Поэтому выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой основу любой программы развития компетентности.

Д.В.Шишканов указывает пять основных аспектов, которые и на наш взгляд необходимо учитывать при развитии ИКК педагога.

Содержательный аспект. Курс должен быть ориентирован на перспективное развитие технических средств обучения. Содержание курса должно быть ориентировано на изучение гипермедиа-, мультимедиа- и Интернет-технологий и методов их использования в учебном процессе.

Практический аспект. Практическая часть курса должна быть посвящена самостоятельной деятельности учителей по разработке и модельной апробации фрагментов компьютерных средств обучения, поэтому необходимо использовать проектный метод обучения.

Коммуникационный аспект. Преподаватель курса должен содержательно определять уровень информационной компетентности учителей-предметников и учитывать эту информацию в процессе консультирования на практических занятиях и при формулировании тематики и требований к исполнению проектных работ.

Рефлексивно-оценочный аспект. Необходима ориентация подготовки учителей-предметников на рефлексию и самооценку.

Мотивационный аспект. Необходима ориентация подготовки учителей-предметников на самообразование и постоянное повышение квалификации, осознание связей между использованием информационных и коммуникационных технологий и успешностью профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Специальные возможности
Технология Sure_Cal® автоматически калибрует систему с точностью, превышающей 0,1 см-1 без необходимости ежедневной калибровки длины волны. Эта автоматическая калибровка позволяет проводить спектральное вычитание и гарантирует стабильность любых рамановских полос при проведении длительных измерений ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru