Золотая педагогика

Диагностика исходного уровня развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Диагностика исходного уровня развития ИКК классных руководителей

Страница 1

Анализируя образовательную информационную среду для учителей, мы выделили наиболее типичные способы повышения квалификации педагогов в сфере информатизации своей деятельности: курсы повышения квалификации при Институте повышения квалификации, проекты разрабатываемые преподавателями вузов, дистанционное обучение, мастер-классы учителей-экспериментаторов, учебные центры Федерации Интернет-образования, учебно-методические центры и объединения.

Опытно-экспериментальную работу мы считали целесообразным осуществлять в двух вариантах:

первый, из которых был представлен системой занятий в рамках методического объединения классных руководителей в одной школе;

второй включал группу классных руководителей различных школ г.Тулы и Тульской области, обучающихся на курсах в Институте повышения квалификации.

Всего программу изучили 111 педагогов (70 учителей из школ г.Тулы и 41 из образовательных учреждений Тульской области). Занятия проводились в течение шести месяцев и были призваны обеспечить первое знакомство с основами информационно-коммуникационных технологий, рассмотреть возможности компьютерной техники и научить классных руководителей использовать её в различных сферах профессионально-педагогической деятельности: в работе с документацией, во взаимодействии с детьми и их родителями, в работе с педагогическим коллективом класса, в целях самообразования. При разработке тематического планирования и программы курсов мы придерживались того мнения, что необходимо осуществлять поэтапное формирование у слушателей убежденности в целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности, начиная с осознания важности компьютеризации в целом и заканчивая глубокой заинтересованностью в применении информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Немаловажную роль в таком формировании занимало педагогическое сопровождение слушателей курсов в процессе всего обучения.

Под педагогическим сопровождением формирования ИКК классных руководителей мы понимаем взаимодействие куратора (руководителя методического объединения, педагога из ИПК и ППРО ТО) и учителей, направленное на стимулирование (повышение) мотивации классных руководителей и оказание им помощи в успешном применении информационно-коммуникационных технологий. В контексте исследуемой проблемы наиболее корректным нам также представляется определение, предложенное В.И.Богословским, который отмечает, что «сопровождение - это особый вид взаимодействия субъектов образовательного процесса, представляющих одному из них ориентационное поле, в котором он осуществляет свой выбор оптимальных условий профессионального становления и роста». Учитывая, что любой выбор, как правило, порождает множество путей решения, В.И.Богословский подчеркивает, что сопровождение – это помощь только в формировании благоприятных условий для принятия человеком решения в различных сложных ситуациях жизненного выбора, состоящая в частности в развитии умений анализировать сложившуюся ситуацию, вырабатывать план решения, отбирать технологии решения и т.д.

Педагогическое сопровождение классных руководителей нами осуществлялось на проектировочном, диагностическом, формирующем и контрольном этапах развития ИКК.

На проектировочном этапе мы разработали модель ИКК и обосновали ее основные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя познавательную и социальную мотивацию, интерес к ИКТ, потребность в их использовании. Когнитивный компонент включает в себя систему знаний о ИКТ. Операционально-деятельностный компонент представлен совокупностью умений и навыков использования ИКТ. Практический компонент – это конкретные способы деятельности и субъективный опыт учителя. А личностный компонент включает такие индивидуально-личностные характеристики, как самооценка, рефлексия, уверенность в использовании ИКТ, стремление к профессиональному самообразованию.

Нормативной базой для выработки требований к ИКК классных руководителей являлись документы и материалы, фиксирующие в соответствующий период времени требования к подготовке по информатике и информационным технологиям в общеобразовательной школе и аналогичные требования (плюс педагогическая и методическая подготовка) в педагогическом вузе. В настоящее время это государственные образовательные стандарты, учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Методические рекомендации по подготовке урока с использованием интерактивной доской
Для того, что бы правильно организовать ход урока с использованием интерактивной доски и добиться наибольшей эффективности от урока можно использовать следующий алгоритм, который позволит успешно подготовиться к занятию. Предварительно стоит подготовить детей к восприятию информации с использование ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru