Золотая педагогика

Диагностика исходного уровня развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Диагностика исходного уровня развития ИКК классных руководителей

Страница 4

А, с другой стороны, мы использовали для диагностики мотивационно-ценностного компонента опросный лист (см. приложение 6), в котором педагогам предлагалось проранжировать на шкале от одного до пяти баллов свое отношение к использованию информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя. По сумме набранных баллов за данный опросный лист и качественному анализу результатов анкеты мы определяли, каков уровень развития мотивационно-ценностного компонента.

При исследовании мотивационно-ценностного компонента на диагностическом этапе были получены результаты, которые отражены на диаграмме, показывающей сравнительное процентное содержание слушателей с низким, средним и высоким уровнем развития данных компонентов в группах при школьном методическом объединении и на курсах (см. рис.1).

Рис. 1. Уровни развития мотивационно-ценностного компонента ИКК

Следует отметить тот факт, что пришедшие на занятия по развитию ИКК классные руководители были изначально достаточно высоко мотивированы на использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Уровень мотивации у 70% всех педагогов оценивался либо как средний, либо как высокий.

Анализ результатов анкетирования проводился не только количественный, но и качественный, результаты которого отражены на рис.2.

Рис. 2. Факторы, мотивирующие классных руководителей использовать ИКТ в педагогической деятельности

Таким образом, в мотивации использования ИКТ классными руководителями на данном этапе исследования доминируют три ведущих фактора:

наличие компьютерной базы,

требование администрации школ,

процесс самореализации.

Приведение в действие ПНП «Образование» позволило обеспечить в той или иной степени компьютерами, программным обеспечением и выходом в Internet все современные школы. Большинство опрошенных учителей имеют компьютер дома или стремятся его приобрести и научиться использовать в своей профессиональной деятельности, так как ими движет с одной стороны, негласная конкуренция между педагогами, а с другой стороны, дискомфорт, который испытывает некомпетентный в сфере ИКТ учитель перед детьми.

Конечно же, администрация школ постоянно стремится внести свою лепту в совершенствование педагогов и именно поэтому 84% учителей отметили, что требования администрации школы является одним из факторов влияющих на осознание классными руководителями важности умения использовать компьютер для решения стоящих перед ними задач. Да и наличие компьютерной базы как в образовательных учреждениях, где трудится классный руководитель, так и у него дома создает благоприятную почву для стремления изучать информационно-коммуникационные технологии и применять их в педагогической деятельности. Но все же при проведении индивидуальных бесед с педагогами было выявлено, что возможность собственного развития и самосовершенствования является первоочередным стимулом к приобретению знаний в области использования информационно-коммуникационных технологий. Перечисленные выше факторы в большей степени, чем другие (как показало исследование) мотивируют классных руководителей использовать ИКТ в своей деятельности. Гораздо меньшее число педагогов в качестве мотива, побуждающего к освоению и применению компьютера в профессиональной деятельности, назвало стремление соответствовать требованиям времени (27%), положительное отношение к данному виду технологий родителей учащихся (25%) и карьерный рост (22%) и рациональную организацию труда классного руководителя (12%) . Особенно удивило, что лишь незначительная часть педагогов понимает то, как некоторые свои потребности можно реализовать более быстро и более эффективно, если использовать информационно-коммуникационные технологии. Наблюдая за тем, что его коллега успешно использует компьютерную технику в своей работе, учитель не может оставаться равнодушным и понемногу втягивается в этот процесс.

Критериями оценки когнитивного компонента выступали следующие.

Низкому уровню соответствует наличие знаний об основных устройствах входящих в состав автоматизированного рабочего места классного руководителя, видах прикладного программного обеспечения, возможностях использования Интернета и сайта образовательного учреждения, существовании сетевых сообществ и виртуальных педагогических советов, электронных образовательных порталов, видах цифровых образовательных ресурсов, назначении и целях их использования. А также знаний о порядке выполнения элементарных действий с данными устройствами и перечисленным программным обеспечением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методические рекомендации мастеру ПО по оптимизации процесса формирования ученического коллектива
Процесс формирования ученического коллектива и разработка его содержания, методов и средств существенно зависят от мастера ПО. Прежде всего, следует выяснить специфические особенности личности каждого члена коллектива. Одним из наиболее распространенных методов раскрытия особенностей личных и межли ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru