Золотая педагогика

Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Страница 10

Курсы в рамках методических объединений проходили один раз в неделю, занятие длилось четыре часа. При их организации у куратора не только была возможность осуществлять включенное наблюдение, но и проводить адресную индивидуальную работу с классными руководителями по развитию ИКК в промежутках между аудиторными групповыми занятиями. С педагогами с курсов работа строилась иначе. У куратора не было возможности «вести» каждого классного руководителя, так как занятия проходили только в каникулярное время, в перерывах между занятиями педагоги разъезжались по разным школам. Судить о том, как они применяют полученные знания на практике, можно было только по их рассказам и по тем вопросам, с которыми они сталкивались и соответственно задавали куратору на занятиях.

Если в обучении педагогов в рамках методического объединения кроме них самих была особенно заинтересована администрация, то в знаниях, умениях и навыках педагогов с курсов были заинтересованы только они сами. Администрация в редких случаях осуществляла только контроль посещения занятий.

Особенностью проведения курсов как при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, так и в рамках методического объединения была доброжелательная творческая атмосфера на занятиях. И как затем после прохождения курсов отмечали педагоги, именно этот момент не сковывал их и позволял, не стесняясь, задавать вопросы. Педагоги, которые понимали материал быстрее и были более сообразительны, помогали отстающим.

В процессе внедрения программы в практику мы исходили из того, что в ней заложен алгоритм изучения состояния профессионализма педагогов и целенаправленного, согласованного воздействия на процесс совершенствования профессионализма. При этом, на наш взгляд, воздействие можно было реализовывать как прямым, так и косвенным путем. Так прямое воздействие направлено непосредственно на процесс профессионального развития путем выполнения заданных нормативных предписаний или указаний педагогам. Косвенное – предусматривала создание благоприятной образовательной среды для профессионального развития педагогов, которая оказывала, с одной стороны, стимулирующее воздействие, мобилизовала интеллектуальный, организационный потенциал, с другой – придавала поиску решений в своем профессиональном развитии творческий, инновационный характер.

Перечислим факторы субъективного порядка, которые также влияли на успешность развития ИКК классных руководителей.

Исходная потребность в личностном развитии. Человеку свойственно стремиться к самоизменению. Противоречие между потенциальными возможностями и уровнем их реализации толкает учителя на поиск причин профессиональных трудностей, приводит к осознанию субъективных факторов, влияющих на успешность и эффективность педагогического труда. Проблемы обостряют и усиливают потребность в личностном развитии.

Зависимость развития ИКК от вовлеченности учителя в процесс самосовершенствования в профессиональном и личностном плане, что, в свою очередь, опосредовано уровнем формирования потребности в самоизменении. Заинтересованность учителя в процессе и результатах своей деятельности выражается в характере отношения к собственному профессиональному опыту, в стремлении к его осмыслению.

Динамика развития ИКК определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим, обогащением когнитивного, повышением мотивационно-ценностного, операционально-деятельностного и практического компонентов.

Итак, эксперимент проводился для педагогов, которых условно можно разделить на две группы: группа, обучающаяся в рамках методических объединений школ (70 классных руководителей), и группа, обучающаяся на курсах при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области (41 классный руководитель).

Критериями оценки эффективности процесса формирования ИКК классных руководителей в проводимом нами эксперименте являлись:

динамика отношения педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

успешность выполнения тестовых и разноуровневых практических заданий, отражающих развитие ИКК классных руководителей;

успешность выполнения творческих курсовых (выпускных) работ.

На контрольном этапе эксперимента нами было вновь проведено диагностирование классных руководителей для определения уровня развития их ИКК, которое показало следующие результаты.

Динамика мотивационно-ценностного компонента в обеих группах оказалась положительной, но незначительно изменившейся, что и отражено на рисунках 7 и 8, представленных ниже.

Рис. 7. Уровни развития мотивационно-ценностного компонента ИКК в ШМО

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Проблема конфликтов в педагогическом коллективе
Среди множества социально-психологических проблем, связанных с руководством педагогического коллектива, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов. Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru