Золотая педагогика

Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Страница 11

Рис. 8. Уровни развития мотивационно-ценностного компонента ИКК на курсах

На наш взгляд, такая ситуация объясняется тем, что педагоги пришли на курсы с уже достаточно высоким уровнем мотивации. Мы старались на занятиях создать атмосферу, стимулирующую у классных руководителей желание применять информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности. Демонстрировали возможности компьютера, поясняли положительные и отрицательные моменты их использования, рассказывали о том, как можно оптимизировать свою деятельность, сократив затраты на такие рутинные моменты деятельности, как написание отчетной документации, и высвободив тем самым время на живое общение с детьми, зачитывали отзывы родителей. И наглядно представляли, какой интерес проявляют сами дети к педагогу, владеющему информационно-коммуникационными технологиями и к организации совместной деятельности по подготовке и проведению коллективных творческих дел. К каждому педагогу стремились найти индивидуальный подход и создать максимально комфортные условия для обучения, учитывая его уровень тревожности, уверенности в себе, самооценку и способность к рефлексии. Но, несмотря на это, мотивационно-ценностный компонент оказался все же весьма инертным.

Следующей задачей, стоящей перед нами на формирующем этапе эксперимента, являлось развитие когнитивной составляющей ИКК классных руководителей. Насколько эффективно работала составленная нами программа и организованное педагогическое сопровождение отражено на рисунках 9 и 10, представленных ниже.

Рис. 9. Уровни развития когнитивного компонента ИКК в ШМО

Рис. 10. Уровни развития когнитивного компонента ИКК на курсах

Когнитивный компонент претерпел большие изменения, в отличие от мотивационно-ценностного. Это объясняется тем, что педагоги были сами весьма заинтересованы получить определенный объем знаний и старались выполнять все требования куратора. Тем более что на занятиях была специальным образом организована работа. Слушателям не просто читались лекции, а предлагались практические задания и теоретические вопросы на повторение материала, регулярно в начале занятий проводились пятиминутные беседы по пройденным темам. В рамках групповых консультаций также отрабатывался изученный материал. С некоторыми педагогами проводились дополнительно индивидуальные занятия.

Неразрывно связан с когнитивным компонентом и операционально-деятельностный. Его мы также формировали как на аудиторных занятиях, так и в рамках групповых и индивидуальных консультаций организованных для педагогов. Совершенствование знаний классных руководителей в данной области отрабатывалось через систему практических заданий построенных «от простого – к сложному». Но если для развития когнитивного компонента педагогам достаточно было осмыслить определенную сумму знаний, то с операционально-деятельностным компонентом дела обстояли гораздо сложнее. Формирование здесь зависит от количества (многократного повторения) точно и корректно выполненных практических заданий на компьютере. Чем точнее выполняется алгоритм действия на компьютере, тем более будет развит у него операционально-деятельностный компонент ИКК. На контрольном этапе эксперимента нами были получены следующие результаты по развитию операционально-деятельностного компонента ИКК:

Рис. 11. Уровни развития операционально-деятельностного компонента ИКК в ШМО

Рис. 12. Уровни развития операционально-деятельностного компонента ИКК на курсах

Курсы проводились в течение шести месяцев в каникулярное время (в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области) и еженедельно в рамках школьного методического объединения. В перерывах между занятиями у слушателей была возможность попробовать применить на практике полученные знания. Постараться при этом перейти от репродуктивного способа выполнения заданий предлагаемых куратором к творческому.

Если для диагностики мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов ИКК классных руководителей на контрольном этапе эксперимента мы использовали те же методики, что и на диагностическом, то для диагностики практического компонента использовались:

написание эссе на тему «Нужен ли компьютер Вам, как классному руководителю?», в котором педагогам предлагалось обосновать свое мнение, рассказав о том, как они использовали до начала курсовой подготовки или только после того, как узнали что-либо новое на занятиях, информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности;

творческие (выпускные) практические задания.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Опыт применения модульной технологии
Понятие педагогической технологии. Современное образование выходит на более высокий технологиче­ский уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что свя­зано прежде всего с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru