Золотая педагогика

Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Образование » Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей » Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей

Страница 16

беседа о возможностях применения полученных знаний и навыков;

создание собственных проектов и внедрение их в практику работы;

постановка проблемных заданий и вопросов в конце занятий с целью вызвать стремление к самостоятельному изучению более углубленно материала.

Разработанная нами программа и ее реализация позволили сформулировать следующие методические рекомендации к ней по развитию ИКК классных руководителей. При реализации разработанной программы необходимо:

строить занятия так, чтобы они начинались с мотивационного момента, позволяющего повысить интерес и стремление педагогов к изучению темы и использованию полученных знаний при выполнении практических заданий;

учитывать начальный уровень подготовки слушателей, и если он не соответствует требуемому для изучения темы, то провести предварительно консультацию, позволяющую педагогу получить необходимый набор знаний для успешного усвоения материала;

создавать максимально благоприятные условия для развития ИКК классного руководителя с учетом их индивидуальных особенностей (уровня тревожности, самооценки, уверенности в себе, способности к рефлексии);

стремиться организовывать повышение квалификации педагогов так, чтобы у них была возможность апробировать полученные знания на практике на базе того образовательного учреждения, где педагоги работают, то есть без отрыва от производства.

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер социальной жизни, включая систему образования. Анализ сложившейся в настоящее время ситуации показывает, что в российских школах имеют место устойчивые тенденции углубления процессов информатизации: оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к Интернету, развитие системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов. Такие процессы не только оказывают влияние на содержание обучения, но и предъявляют новые требования к уровню работы педагогов. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.

В данной работе предлагается авторское видение решения проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей.

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы убеждает, что понятие «информационно-коммуникационная компетентность классных руководителей» является достаточно редким и неоднозначным. Наш опыт работы позволил предложить следующее определение: информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) классного руководителя - это интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая:

познавательную и социальную мотивацию;

систему знаний;

совокупность умений и навыков;

способы деятельности и субъективный опыт;

индивидуально-личностные характеристики педагога.

В структуру ИКК включены: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный компоненты.

Мы выделили пять уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей: низкий, недостаточный, средний, достаточный, высокий. Оценка уровней проводилась по степени выраженности мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и практического компонентов.

Для диагностики уровня ИКК использовался следующий инструментарий: анкеты, тесты, анализ продуктов деятельности педагогов, включенное наблюдение.

На наш взгляд, на формирование ИКК классных руководителей в равной степени влияют внешние и внутренние факторы. Первая группа факторов связанна с особенностями педагогического коллектива, характером требований администрации, с атмосферой в образовательном учреждении. Ко второй группе относятся внутренняя установка самого учителя в сочетании с его ценностными ориентациями и профессиональными и личностными мотивами, целеустремленность, отношение к инновационным технологиям.

Нами были предложены следующие этапы формирования ИКК:

Проектировочный, на котором осуществляется создание идеальной модели ИКК.

Диагностический, целью которого является диагностика реального уровня сформированности ИКК у классных руководителей.

Формирующий, который характеризуется адресным выбором средств, методов, приемов развития ИКК, а также реализацией разработанной программы.

Контрольный, на котором куратор проводит контроль качества и оценку, а слушатели курсов – самооценку уровня сформированности ИКК.

Разработанная нами программа предусматривала реализацию всех указанных этапов.

Проанализировав образовательную информационную среду для учителей, было решено осуществлять опытно-экспериментальную работу в двух вариантах: первый был представлен системой занятий в рамках методического объединения классных руководителей в одной школе, второй включал группу классных руководителей различных школ г.Тулы и Тульской области, обучающихся на курсах в Институте повышения квалификации. Занятия проводились в течение шести месяцев и были призваны обеспечить первое знакомство с основами информационно-коммуникационных технологий, рассмотреть возможности компьютерной техники и научить классных руководителей использовать её в различных сферах профессионально-педагогической деятельности: в работе с документацией, во взаимодействии с детьми и их родителями, в работе с педагогическим коллективом класса.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Обучающие функции компьютера
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные с ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru