Золотая педагогика

Коммуникативная компетентность педагога

Образование » Развитие коммуникативной компетентности педагога » Коммуникативная компетентность педагога

Страница 1

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об актуальности проблемы познавательной самостоятельности школьников. Однако до сих пор недостаточно изучены условия формирования самостоятельности младших школьников в системе развивающего обучения, не разработан диагностическо-критериальный аппарат определения уровня познавательной самостоятельности младших школьников.

Смена парадигмы образования, тенденция перехода к коммуникативной педагогике (как частному случаю развивающего обучения), осознание необходимости формирования познавательной самостоятельности уже в младшем школьном возрасте определили проблему исследования: является ли развитие коммуникативной компетентности педагога необходимым и достаточным условием для формирования познавательной самостоятельности школьников?

Изучение данной проблемы составляет цель нашего исследования, которое осуществляется в МОУ начальной школе - детском саду "Зимородок", где реализуется концепция Школы коммуникативной дидактики (ШКД).

Коммуникативная дидактика - это такая образовательная стратегия, где приоритетным является процесс коммуникации над информацией. Авторы концепции ШКД полагают, что "глубоким заблуждением является распространенное представление, будто учебная информация составляет содержание урока, а коммуникация - его форму". В ШКД учитель выступает организатором урока в различных аспектах (предметно-содержательном, коммуникативном, социокультурном).

Объектом исследования является познавательная самостоятельность, а предметом - процесс развития коммуникативной компетентности учителя как условие становления познавательной самостоятельности школьников.

Гипотеза исследования - формирование познавательной самостоятельности младшего школьника проходит наиболее эффективно при условии развития и саморазвития у педагога коммуникативной компетентности.

На теоретическом этапе исследования мы определили, что познавательная самостоятельность - это одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью знаний, умений, навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также коммуникациям, складывающимся в процессе деятельности с другими людьми. Большое значение в плане формирования познавательной самостоятельности имеет организация учителем предметной коммуникации на уроке.

Коммуникативные способности рассматриваются исследователями (Абульханова-Славская К.А., Леонтьев А.А., Каган М.С., Реан А.А., Митина Л.Н., Лукьянов М.И., Руденский Е.В. и др.) как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность приобретения знаний и формирования навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе.

Коммуникативная компетентность - это определенный комплекс качеств (этно-, социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения), необходимых для оптимального осуществления межличностных норм общения и поведения, возникающих в результате научения.

Профессиональная коммуникативная компетентность формируется на базе общей коммуникативной компетентности и определяет эффективность общения и деятельности в целом. Профессиональную компетентность определяет избирательность коммуникативных интересов, специфика делового общения. Постепенно профессиональная коммуникативная компетентность и профессиональные коммуникативные навыки становятся для учителя значимыми в педагогической практике. В целом профессиональная компетентность не всегда равнозначна общей, а только при значимости для человека профессиональной идентификации личности. Важно соотношение уровня развития общей коммуникативной компетентности и профессиональной коммуникативной компетентности. Низкий уровень развития общей коммуникативной компетентности не позволяет учителю реализовываться в межличностном общении разных уровней, что ведет к проблемам и в профессиональной сфере. Низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности учителя не позволит ему успешно реализовываться в профессии, а это вызывает личностную неудовлетворенность. Опираясь на идею взаимного влияния общей коммуникативной компетентности и профессиональной компетентности, в экспериментальной части исследования мы выделили три критерия проявления коммуникативной компетентности учителя:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Результаты экспериментального изучения особенностей связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи
Результаты способности детей экспериментальной группы устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания представлены в протоколе 1. На основе полученных данных мы можем сказать, что большинство детей экспериментальной группы (3 испытуемы ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru