Золотая педагогика

Кооперативное образование в дореволюционной России

Образование » Кооперативное образование России » Кооперативное образование в дореволюционной России

Страница 2

А. Евдокимов указывает, что задача кооперативного образования слагается из двух главнейших разделов: а) подготовка работников кооперативного дела; б) распространение кооперативных идей, сведений, навыков, чувствований в массы населения. По первому разделу российские кооператоры преимущественно сосредоточились на устройстве курсов для подготовки нужных им работников. Выделяется несколько групп кооперативных работников. В первой группе – агрономы, инструкторы, журналисты, ученые, разрабатывающие вопросы кооперативной теории и практики. Вторую группу составляют счетоводы, члены правления, советов и ревизионных комиссий, занятые непосредственной местной работой. Третья группа – ближайшие сотрудники кооператива, люди со склонностью к общественной работе. Они же являются кандидатами на замещение выборных лиц и на должности счетоводов. И наконец, четвертая группа – это все члены товарищества местное трудовое население, которое постепенно втягивается в товарищеское дело. Для подготовки работников первой категории служит практическая жизнь, высшая и средняя школа и курсы при университете им. Шанявского. Для второй группы устанавливаются местные кооперативные курсы. Школой практической подготовки для этой группы служат кооперативные совещания и съезды. Местные кооперативные курсы занимают центральное место во внешкольной работе кооператоров. С 1910 по 1915 года такие курсы стали обычным периодическим явлением во многих провинциях. Весной 1915 г. в университете им. Шанявского были организованны курсы «По устройству местных кооперативных курсов». По мнению А.А, Евдокимова, местные кооперативные курсы должны иметь «центр тяжести в прикладных знаниях». Он полагал, что учить деревенских кооператоров счетоводству и делопроизводству является наиболее практичной задачей. Устроителями большей части курсов были в 1913 г. земства, на долю которых приходилось 53,2% от общего числа курсов.

Постепенно эти курсы становились все более общеобразовательными. А. Евдокимов отмечал широкое внедрение кооперации в жизнь, захват все новых и новых отраслей хозяйствования, что требовало от своих созидателей известного общественного кругозора, понимания общественно-хозяйственных явлений и закономерностей и кооперативного миросозерцания все более становились общественные науки. Таким образом, А.А. Евдокимов предпринял не только теоретические, но и практические шаги в использовании возможностей кооперации в культурном развитии широких народных масс. Он считал, что кооперации принадлежит и большее значение в нравственном становлении общества. «В тусклой повседневной жизни мы освоили по преимуществу хозяйственное значение кооперации… Но мы не протянули еще крепких незыблемых нитей к главным устоям духовной культуры. Мы не создали Школы Человеческого Характера, как о том мечтал великодушный Р. Оуэн». Участие в управлении и хозяйственной деятельности пайщиков, в основе своей – малограмотных жителей сельской местности, требовало разъяснительной и просветительской работы, которую проводили кооператоры. Открывались свои кооперативные дома. К началу 1916 года их насчитывалось 159. Центросоюз и некоторые губернские союзы имели свои типографии, выпускающие газеты, журналы, брошюры и т.д.

В дальнейшем в системе потребительской кооперации России сложилась полноценная система образования, отвечающая специфическим условиям хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Понятие, сущность, стадии, сферы социализации
В качестве источников социализации выступают: передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего, через систему образования; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, сформированием основных ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru