Золотая педагогика

Кооперативное образование в советский период

Образование » Кооперативное образование России » Кооперативное образование в советский период

Страница 1

После социалистической революции 1917 года кооперативное образование продолжало свое развитие. К концу 20-х годов подготовкой кадров для кооперации занимались целый ряд высших учебных заведений страны: Московский институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса, Московский промышленно-экономический институт им. А.И. Рыкова, а также на факультете народного хозяйства Иркутского госуниверситета.

Прием студентов для потребительской кооперации осуществляли и другие вузы и техникумы: Киевский кооперативный институт, Луганский техникум, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, открывший кооперативное отделение.

Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханого имел кооперативное отделение на экономическом факультете и осуществлял подготовку специалистов по двум направлениям: потребительской кооперации; сельскохозяйственной кооперации и кооперативного кредита. В Московском промышленно-экономическом институте кооперативные дисциплины включались в планы торгового отделения. Заслуга Саратовского государственного университета в том, что он проводил зимнюю производственную практику, чего не было в других вузах.

В советский период в стране была сформирована двухуровневая система профессиональной подготовки будущих работников, обеспечивающая потребность в специалистах со среднем и высшим образованием. Техникумы, училища, школы осуществляли профессиональную подготовку специалистов (товароведов, бухгалтеров и т.п.) и работников массовых профессий (продавцов, поваров и т.п.). Такими учебными заведениями располагали практически все областные и краевые потребительские союзы. Таким образом, кооперативные организации обеспечивали подготовку и переподготовку рабочих специальностей для собственных предприятий. Тем не менее, корпорации не хватало квалифицированных специалистов, поэтому возникла необходимость создать специализированный институт потребительской кооперации, который готовил бы специалистов по следующим отраслям кооперативной деятельности:

- организационная, отчетно-финансовая, ревизионная и рационализаторская;

- планово-экономическая (экономисты-плановики и экономисты-статистики);

- торгово-производственная (организаторы и руководители оперативных отделов кооперативных организаций и экономисты-специалисты по основным товарным группам, экономисты-производственники по хлебопечению и общественному питанию и др. отраслям);

- культурно-просветительская (организаторы и руководители культработы, инструкторы-культурники, инструкторы-методисты, специалисты книжного дела и печати, кинофикации и другие квалифицированные работники в области социально-культурного строительства).

Предполагалось так же, что институт будет осуществлять научные разработки кооперативных проблем, вести курсы переподготовки, распространять кооперативные идеи в массы. Итогом явилось решение Центросоюза в 1928 году создать специализированный вуз для потребительской кооперации. Положение об институте потребительской кооперации было принято в 1928 г. На объединенном Пленуме Правлений РСФСР и СССР. Подробнее остановимся на развитии кооперативного образования в Саратовской губернии (области) в период советской власти.

История развития кооперативного образования в Нижневолжском крае начинается с 20-х гг. ХХ в., когда на потребительскую кооперацию возлагалось обслуживание всего населения. По предложению профессора А.А. Рыбникова для подготовки торговых работников в Саратове в 1918 г. Была открыта школа им. Н.Г. Чернышевского. Учебный план школы предусматривал прохождение счетоводства, товароведения и общеобразовательных дисциплин. Срок обучения в школе был годичным, с контингентом учившихся 100 человек. Необходимые средства для организации школы в сумме 75 тыс. руб. были внесены кооперативными организациями. В 1920 г. Из-за тяжелого продовольственного положения школа была объединена с Бековским сельскохозяйственным училищем. В 20-е годы потребительская кооперация развивалась очень быстрыми темпами, но, не смотря на это, по-прежнему оставалась острая нехватка высококвалифицированных кадров для кооперации. Именно поэтому на первом Всесоюзном совещании по кооперативному просвещению была определена одна из первых задач – подготовка и переподготовка кадров кооперативных работников. В Нижневолжском крае для среднего и низшего звена (продавцы, счетоводы, члены правлений) кооперативных работников стали создаваться школы. Так в Сталинграде была образована трехгодичная школа ФЗУ нарпита, где обучалось 120 человек, в Элисте – трехгодичная кооперативная школа на 240 человек, в Покровске – национальная немецкая трехгодичная кооперативная школа на 120 человек. Также открывались и кооперативные техникумы: Покровский четырехгодичный национальный промышленно-экономический техникум, который позже был реорганизован и расширен в четырехгодичный краевой кооперативный техникум на 460 человек (с подготовительным отделением для представителей национальных меньшинств). По стране было открыто 33 отделения кооперативных техникумов. Открытие кооперативных школ и техникумов требовало своих педагогических кадров, которых остро не хватало. Поэтому в Саратове было открыто кооперативное отделение при педтехникуме. К концу 20-х годов крайсоюзом было принято решение развернуть в Саратове самостоятельный педагогический институт потребкооперации. До этого единственным специальным везом для подготовки преподавателей кооперации являлись Высшие педагогические курсы при институте народного хозяйства им. Плеханова, кооперативном отделении которого обучалось 50 слушателей. Госуниверситет в Саратове по преподаванию кооперативных дисциплин несколько уступал столичным вузам, так как в нем отсутствовала специализация по основным видам кооперации. Курсы имели обобщенный характер (кооперативное счетоводство, кооперативное страхование, кооперативное право, экономика, торговля и т.д.). Однако положительным моментом являлось то, что Саратовский университет проводил производственную практику, чего не было в других вузах.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Образ оратора и речевой стиль
Всегда ли мы знаем свои речевые особенности, можем объективно их анализировать и оценивать? Чтобы получить возможность для изучения своих индивидуальных речевых особенностей, рассмотрим некоторые обобщенные типы ораторов. Остановимся сначала на типе оратора, т.е. на том противнике, который «сидит в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru