Золотая педагогика

Качественные методы в социальном исследовании

Образование » Развитие коммуникативной компетентности педагога » Качественные методы в социальном исследовании

Страница 1

Когда предметом исследования становится нечто неуловимое, не имеющее четких границ, создаваемое в межсубъектном взаимодействии, то возникающее, то ускользающее от возможности "схватывания", то во много раз труднее решить вопрос о методологии исследования.

Тема объективности эмпирических данных, валидности в социально-психологическом исследовании является лейтмотивом многих научных работ по методологии, она, несомненно, актуальна. Следует отметить, что объективность является атрибутом научности, прежде всего в естественных науках. Научность рассматривается как идеал теми дисциплинами, которые стремятся получить надежную информацию об объекте исследования. "Научное знание" с этой точки зрения является высшим типом знания в исследуемой области. Трудности возникают тогда, когда в стремлении достичь идеалов объективности социальные науки изучают "свои" объекты с применением тех же самых процедур и методологических подходов, которые свойственны естественным наукам. Дж. Серкль говорит, что социальные факты онтологически субъективны и в тоже время эпистемологически объективны.

В парадигме социального конструктивизма проблема методов стоит особенно остро. Можно с уверенностью сказать, что качественный подход - это выбор иной точки зрения на проблему, нежели та, которую предполагает позитивистски ориентированное исследование. При использовании "качественной стратегии" отправная точка исследования достаточно неопределенна. Это - "столкновение с непонятным феноменом".

педагог коммуникативный дидактика школьник

Если исходить из социальной детерминированности изучаемого феномена, то количественный подход оказывается неадекватен, он не в состоянии очертить содержание явления. Однако и среди методов качественного порядка довольно нелегко определить адекватный контексту исследования.

В настоящей статье мы излагаем собственное видение проблемы методов, не приводя результатов эмпирического исследования.

Для большего понимания хода дальнейших рассуждений обозначим область нашего научного поиска. В центре исследовательского интереса находится "молодой преподаватель" вуза. Этот статус с формальной стороны определяется, прежде всего, как статус человека, находящегося в начале своего карьерного пути, осуществляющего преподавательскую деятельность не более 3 лет, не имеющего научной степени, соотносим, как правило, с должностью ассистента кафедры. Несомненно, что за этой объективной стороной "молодого преподавателя" лежит целый комплекс социально-психологических явлений, которые, с одной стороны, определяют содержание этой роли, а с другой - сами формируются ею.

Кто же такой "молодой преподаватель"? Ответ на этот вопрос можно было бы получить, построив исследование по заранее созданным теоретическим конструктам, изначально определив точки рассмотрения. Выражаясь метафорически, в этом случае мы имели бы картину, которая заранее уже нарисована, а результаты такого исследования позволили бы только придать тот или иной цвет известным частям, расположить их в пространстве.

Но такой подход, на наш взгляд, лишен психологизма в конструктивистском смысле. Он узок и ограничен, мы не находим ничего содержательно нового, нам некуда дальше двигаться. При использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, его действия заранее обусловлены.

В нашей работе тема "молодого преподавателя" опредмечена через понятие профессиональной идентичности. Это феномен социально-психологического порядка, порождаемый в результате социального взаимодействия, в социальном контексте жизни человека посредством рефлексивных процессов.

Потому и изучать его необходимо, создавая социальный контекст, в непосредственной коммуникации исследователя и респондента, в соисследовании. В свою очередь, контакт респондента с исследователем с необходимостью должен быть включен в последующий анализ.

Эта реальность созидается вместе с другими людьми, она динамична и познать ее - это значит понять и описать. С этой позиции наше исследование, как любое качественное исследование, можно считать идиографическим, описывающим индивидуальные репрезентации профессионального опыта людей в нашем случае.

Понимание носит диалогический характер. "Значение не схватывается, не отражается, а формируется и уточняется в диалоге участвующих в процессе взаимного познания и понимания людей, трансформируясь в смысл".

Именно сконструированный смысл того фрагмента социальной реальности, который интересен, является ее психологическим содержанием. И в этом значении его можно найти, только создавая в беседе, не рисуя заранее схемы этого фрагмента.

В исследуемой нами реальности есть несколько измерений: смыслы, порождаемые в диалоге исследователя с ее носителем ("молодым преподавателем"), а также смыслы, которые создаются в диалоге с другой стороной социальной структуры вуза - студентами. Совмещение этих измерений позволяет увидеть целостную картину изучаемого свойства.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Деятельность планирования как ведущая в юношеском возрасте
Для начала необходимо ввести одно важное различение, на основе которого конструируется понятие планирования. Такому различению должны быть подвергнуты понятия программа, план, проект, а, следовательно, программирование, планирование, проектирование. План – это всегда структура, а, следовательно, пл ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru