Золотая педагогика

Изучение коммуникативных и организаторских склонностей

В группе была проведена оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации. Для этого был использован вопросник КОС, состоящий из двух серий вопросов по коммуникативным и организаторским склонностям старшеклассников. Учащимся необходимо было ответить на все предложенные вопросы, используя знаки «+» или «-». Если ответ на вопрос положителен (согласны), то нужно было поставить «+», если же ответ отрицателен (не согласны) - «-».

Обработка результатов исследования производилась подсчетом суммарного балла по серии вопросов, вычисляя оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям и организаторским склонностям к максимально возможному числу совпадений. Для качественной оценки результатов необходимо было сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.13).

Таблица 13- Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Коммуникативные склонности

Организаторские

склонности

Шкальная

оценка

0,10-0,45

0,20-0,55

1

0,45-0,55

0,56-0,65

2

0,56-0,65

0,66-0,70

3

0,66-0,75

0,71-0,80

4

0,75-1,00

0,81-1,00

5

При анализе полученных результатов учитывались следующие параметры:

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не испытывают потребности в общении, избегают контактов с незнакомыми людьми. У этой группы отсутствует проявление инициативы в общественной деятельности.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они чувствуют себя скованно в новой компании, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях.

В результате исследования были получены следующие показатели коммуникативных склонностей обучаемых:

40 % учащихся показали уровень коммуникативных склонностей ниже среднего;

27 % учащихся показали средний уровень коммуникативных склонностей;

27 % учащихся показали низкий уровень коммуникативных склонностей;

6 % учащихся показал высокий уровень коммуникативных склонностей.

Графически результат данного исследования можно представить следующим образом:

Рисунок 6 - Оценка коммуникативных склонностей учащихся

Организаторские склонности учащихся распределились следующим образом:

47 % учащихся имеют ниже среднего;

27 % учащихся имеют низкий уровень;

13 % учащихся имеют высокий уровень организаторских склонностей;

13 % учащихся имеют средний уровень организаторских склонностей;

Результат этого исследования можно изобразить следующим образом:

Рисунок 7 - Оценка организаторских склонностей учащихся

Таким образом, у большинства учащихся коммуникативные и организаторские склонности соответственно (40% и 47%) проявляются на уровне ниже среднего. Это говорит о том, что обучающиеся не стремятся к общению, ограничивают свои знакомства. Это самый оптимальный вариант для того, чтобы предложить студентам работу самостоятельно, т.к. коллективное принятие решения им не свойственно, не смотря на то, что среди учащихся присутствуют и люди со средним и высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти студенты являются лидерами коллектива. Коллектив группы (с психологической точки зрения) нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей, однако нам этот факт не является помехой при разработке авторского педагогического проекта.

Еще по теме:

Изучения базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями
Для детей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной, ввиду ее широкого прикладного характера. Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования инф ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru