Золотая педагогика

Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе

Страница 1

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основной.

Этот факт предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развития творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в сузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа всегда рассматривалась в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса в учебном заведении. Однако практика определения нагрузки преподавателя и исчисления трудоемкости учебных дисциплин в аудиторных часах зачастую приводила к тому, что объем аудиторных занятий студента, достигал 36-40 часов в неделю, и на самостоятельную работу студенту оставалось очень мало времени. Этот дефицит времени компенсировался продолжительными сессиями, во время которых студент пытался наверстать упущенное в течение семестра. Аудиторная нагрузка преподавательского состава также была непомерно большой, по факту достигая иногда 1100 часов в год и более. Так продолжалось из года в год.

После введения государственных образовательных стандартов трудоемкость учебных дисциплин начали исчислять в часах общей трудоемкости. Директивно было заявлено, что отныне учебное время студента делится на две равные части: 50%, -аудиторные занятия и 50% - самостоятельная работа. Сегодня можно констатировать, что высшая школа РФ – учебные заведения, преподаватели, студенты - оказалась не готова к освоению таких объемов самостоятельной работы.

Тому есть много объяснений. Организация и обеспечение учебного процесса остаются практически без изменений, за исключением некоторого числа учебных заведений, которые настойчиво внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии, чтобы решить эту масштабную организационно-методическую проблему. Однако предложенный объем самостоятельной работы студента требует, прежде всего, коренных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки нетрадиционных видов занятости профессорско-преподавательского состава учебных заведений, введения новых нормативов и включения их в расчет учебной нагрузки. Для легитимации статуса СРС должны произойти качественные изменения и в методическом, и в информационном обеспечении учебного процесса.

Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает:

выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и теоретических практикумах, на семинарах и практических занятиях;

работу над отдельными темами учебных дисциплин;

выполнение контрольных и курсовых работ;

прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний;

- подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы;

- участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Исходя из этих составляющих, можно определить цель самостоятельной работы – научить студентов учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, а, следовательно, развитию творческих способностей студентов.

Самостоятельная работа должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения одной из основных образовательных программ. Самостоятельная работа включается во все виды учебной деятельности, а качество самоподготовки студентов в значительной степени определяет эффективность их аудиторных занятий. Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении функции аудиторных занятий - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
Общение - взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru