Золотая педагогика

Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе

Страница 2

Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований; научных обзоров по общенаучным, общепрофессиональным и другим дисциплинам. Внедрение таких элементов позволит совершенствовать самостоятельную работу студентов.

Задачи высшего образования в ходе подготовки специалистов усложняются год от года. В этом контексте очевидно особое значение организации самостоятельной познавательной деятельности будущих специалистов – как аудиторной, так и внеаудиторной. Не вызывает сомнений, что процесс самостоятельного постижения студентами учебного материала придает личностный смысл получаемому образованию, мобилизует творческие силы обучающихся, актуализирует внутренние познавательные мотивы учения, способствует раз­витию навыков самообразования, будит стремление к саморазвитию, спо­собность к рефлексии.

Известно также, что самостоятельная работа, ее организация, а также, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в системе высшего образования. Да и к тому же это одна из наименее ис­следованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга, переход к кредитной системе обучения и пр.).

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе и используется авторами в разных значениях. В связи с тем, что объем выпускной квалификационной работы ограничен, приведем лишь некоторые из них:

С.И. Архангельский понятие «самостоятельная работа» трактует, как «самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач».

А.Г. Молибог подразумевает под этим термином деятельность, складывающую из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ.

Как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя самостоятельную работу рассматривает Р.А. Низамов.

В.И. Богданов говорит о том, что самостоятельная работа – это «часть учебного процесса, которую студент проводит без непосредственного участия преподавателя, сам ее планирует и выполняет».

К.К. Гомоюнов рассматривает самостоятельную работу учащихся как планируемую работу студентов, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Существуют и другие трактовки. Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б.Г. Иоганзен). Рядом авторов самостоятельная работа понимается также как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Наиболее полно термин «самостоятельная работа» раскрыт П.И. Пидкасистым и М.Г. Гаруновым. П.И. Пидкасистый, считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе». Таким образом,с одной стороны, по мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания. либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Кооперативное образование в дореволюционной России
В начале ХХ века значительное внимание образованная часть российского общества уделяла образованию крестьянства, ремесленного и рабочего класса. Этим слоям населения в широких массах было недоступно законченное школьное образование. Как правило, они проходили лишь начальное образование и с 13015 ле ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru