Золотая педагогика

Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе

Страница 3

М.Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства».

В некоторых вещах их мнения сходятся. Так, например, М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый, считают, что самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики:

она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;

вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;

является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения.

Подводя итог, опираясь на рассмотренные нами источники, видно, что самостоятельная работа рассматривается, прежде всего, как вид деятельности, направленный на достижение определенных учебных целей. Следует также отметить и то, что самостоятельная работа студентов формирует навыки самообразования и самоорганизации, которые необходимы для достижения высокого уровня профессиональной квалификации.

Многоуровневая система высшего образования должна предоставлять человеку условия для развития его потенциальных возможностей и наиболее полного удовлетворения потребности личности в самореализации. Поэтому на каждом из уровней подготовки самостоятельная работа студентов (СРС) есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено для достижения проектируемых результатов обучения.

Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, СРС подразделяется на следующие виды:

самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний;

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера (могут выступать различные виды домашних заданий, практика студентов, учебная, производственная, преддипломная. Домашние задания могут иметь вариативный и дифференцированный характер, они должны учитывать специфику изучаемой дисциплины, особенности личности студента. Дидактическими целями домашних заданий выступают:

- воспроизведение знаний;

- закрепление и углубление знаний;

- формирование умений;

- побуждение и развитие познавательных и профессиональных инте-

ресов и мотивов.

Домашние задания используются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала, а также с целью стимулирования творческих способностей студентов. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Подготовка к практическим, лабораторным занятиям, выполнение контрольных, дипломных работ осуществляется как домашнее задание).

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

Для нас наибольший интерес представляет СРС под контролем педагога. Именно она будет использоваться в авторском педагогическом проекте. Самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методика проведения технической олимпиады
Технич олимпиада. Проведение технич олимпиады позволяет систематизировать и проверить кач-во усвоения учащимися теоретич-их сведений, оценить уровень сформированности практич-их умен и нав, повысить мотивацию шк-ков к трудовому обучению. Техническая олимпиада включает в себя два этапа: теоретич-ий ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru