Золотая педагогика

Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе

Страница 4

Организуемая преподавателем СРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на организуемую преподавателем самостоятельную работу утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Организуемая преподавателем самостоятельная работа должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание организуемой преподавателем самостоятельной работы может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму самостоятельной работы либо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Для непрерывного развития учащегося и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой и оценочной деятельности), выделенные в рамках определенной дисциплины, должны быть им усвоены с установкой на перенос и активное использование. Поэтому, на каждом уровне обучения, каждого студента по каждой учебной дисциплине, нужно снабдить комплектом учебно-методических материалов, помогающих ему организовывать самостоятельную работу. В такой комплект обязательно должны входить:

программа, адаптированная для студента;

учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ);

система заданий для самостоятельной работы студентов;

методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты).

Формально по некоторым дисциплинам имеются отдельные из названных материалов или даже весь их комплект. Однако использование таких материалов часто не обеспечивает необходимый уровень обученности студентов, так как при их составлении не учтены психолого-дидактические требования.

Отметим особые требования к этим материалам, соблюдение которых помогает обеспечивать обязательные этапы формирования у студентов видов деятельности, знаний, умений, т.е. достигать требуемых результатов обучения.

Программа должна быть ориентирована на достижение конечной цели обучения, соответствовать образовательно-профессиональным требованиям. Она должна содержать: обоснование необходимости изучения дисциплины, написанное в убеждающей и понятной для студентов форме; четкую формулировку цели изучения и задач, которые должны быть решены для достижения общей цели; последовательность тем и разделов курса дисциплины, обязательных для данного направления подготовки; перечень видов деятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания по дисциплине; перечни методологических и предметных знаний, общеобразовательных и специальных умений (с указанием уровня их усвоения), которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной дисциплины; сроки и способы текущего, рубежного и итогового контроля уровня усвоения знаний сформированности умений.

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Вместе с тем учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно- контролирующую и управляющую функции. Управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно- логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах. Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны также дополняться методическими пособиями, которые выполняют только руководящую или направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической однозначности в системе знаний, усваиваемых студентом, каждое учебное пособие (или другой вид учебной литературы) должно содержать словарь основных терминов, используемых в нем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru