Золотая педагогика

Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе

Страница 5

Так как самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента, различают три уровня самостоятельной работы студентов:

Репродуктивный (тренировочный) уровень.

Реконструктивный уровень.

Творческий, поисковый.

1.Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

В практике обучения каждая форма самостоятельной работы представлена большим разнообразием видов работ. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы. Работа с первоисточниками, справочной и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; упражнения, направленные на развитие умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности студентов. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания студентами цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: — какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса; — какие обще учебные и профильные умения и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru