Золотая педагогика

Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов

Образование » Разработка различных форм и уровней самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины "Экономика предприятия" » Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов

Страница 1

Самостоятельная работа студентов предназначена для формирования навыков самостоятельной работы, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы студентов выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в педагогическом (образовательном) аспекте способствует:

углублению и расширению знаний;

формированию интереса к познавательной деятельности;

овладению приемами процесса познания;

развитию познавательных способностей.

Именно поэтому самостоятельная работа становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, что бы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.

Различают следующие виды мотивации:

1. Внешняя мотивация – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе. К сожалению, этот фактор пока работает недостаточно эффективно, но в тенденции решение этого вопроса видится в недалеком будущем.

2. Внутренняя мотивация – склонности студента, его способности к учебе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путем использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т.д.

3. Процессуальная (учебная) мотивация. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо убедительно показать (доказать), что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал, лабораторные работы и т.д. Большой эффект дает включение заданий на СРС составной частью в курсовой, а тем более в дипломный проект, причем это можно сделать достаточно рано – на одном из младших курсов.

Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий самостоятельную работу студентов. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Как показывают социологические исследования, на первом место среди ошибок, которые, по мнению студентов, чаще всего допускаются преподавателями, оказываются непонятность излагаемого материала и недостаточное объяснение. Кроме того, студенты не видят заинтересованности преподавателей в успехе студентов: об этом говорит тот факт, что на второе место среди самых распространенных ошибок преподавателей студенты поставили недобросовестное, формальное отношение преподавателей к своей работе и равнодушное отношение к студентам.

Для выполнения самостоятельной работы студентами необходимо следующее:

методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

сложность заданий должна быть посильной для выполнения студентами;

последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Исследовательская работа по выявлению эффективности элективных курсов для профессионального самоопределения
С целью определения эффективности профессионального самоопределения в условиях элективных курсов на старшей ступени профильного обучения, были проведены следующие исследования на базе Краевого центра образования «Школы космонавтики». Совместно с заместителем директора Школы космонавтики по учебной ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru