Золотая педагогика

Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов

Образование » Разработка различных форм и уровней самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины "Экономика предприятия" » Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов

Страница 2

деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов всегда подразумевает некую индивидуализацию, говоря об индивидуализации обучения, а, следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, педагогу нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. При выполнении самостоятельной работы студентов нужно также помогать студентам. Для успешности организации самостоятельной работы студентов необходимо придерживаться следующего:

аудиторные занятия следует проводить так, что бы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов. Графики самостоятельной работы студентов необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к самостоятельному планированию собственной работы;

пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студент должен овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

при изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль». Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

задания для самостоятельной работы студентов могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультации более слабых студентов, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

Следует отметить, что очень часто студенты не способны самостоятельно разобраться в изучаемом материале. Об этом свидетельствует тот факт, что на первое место среди причин, по которым студенты не хотели, бы отказываться от посещения занятий, студенты поставили собственную неспособность разобраться в изучаемом предмете. Следует так же отметить, что такой вид самостоятельной работы, как самостоятельная подготовка и проведение занятий не сильно ценится студентами (60% студентов не хотели бы самостоятельно подготовить и провести занятие) и довольно редко используется самими преподавателями (ни у одного из опрошенных преподавателей студенты не проводят занятия или хотя бы части занятий самостоятельно. 40% преподавателей считают, что большинству студентов не интересно проводить занятия. Более того, некоторые преподаватели отметили, что студенты не в состоянии самостоятельно подготовить и провести занятие).

Психологические условия успешности СРС – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

уровень сложности заданий для самостоятельной работы;

включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, самостоятельная работа студента с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Главной задачей СРС является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Структура учебной экскурсии и методика ее проведения
Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов: · подготовка, · проведение, · заключение. Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап – использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эфф ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru