Золотая педагогика

Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Образование » Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса "Человек и его здоровье" » Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Страница 1

В разные времена в понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - выбегаю) вкладывалось различное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию.

Известный методист В.А. Герд определял понятие «экскурсия» как форму «общественно-просветительной работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения».

Один из первых методистов экскурсионного дела Б.Е. Райков трактовал экскурсию и сущность экскурсионного метода следующим образом: «…под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода»

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова экскурсия определяется как коллективная поездка куда-либо, с образовательной, познавательной целью.

В вопросе определения экскурсии для учащихся в начале ХХ в. выделились два основных направления: экскурсия – единственная ведущая база процесса обучения, экскурсия – существенная часть учебного плана школы.

Наиболее полное определение понятия экскурсия представили в своей работе Н.М Верзилин и В.М. Корсунская:

«Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой».

П.И. Пидкасистый в своей книге «Педагогика» трактует понятие «экскурсия» как форму организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

С.В Алексеев в книге «Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге» приводит следующее определение экологической экскурсии – это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Ю.Л. Хотунцев трактует понятие экологическая экскурсия – как форму экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических функций:

1 Реализуется принцип наглядности обучения;

2 Повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

3 Расширяется кругозор учащихся;

4 Реализуется воспитательный процесс.

Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям.

Экскурсии, как форма обучения, должны быть органично включены в учебно-воспитательный процесс по экологии, не нарушая его целостности. Место и роль каждой отдельной экскурсии в теме определяется целями и задачами, которая она преследует.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Влияние личности на коллектив
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства. Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности. Авторитетность, прежде всего, зависит от личных качеств чел ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru