Золотая педагогика

Постановка проблемы с помощью изобразительного материала

Образование » Проблемное обучение на уроках истории » Постановка проблемы с помощью изобразительного материала

Страница 1

Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.

Этот вариант наиболее приемлем в средних классах на уроках истории древнего мира или средних веков, где в учебниках есть подходящие для этого картины и рисунки.

Так, например, когда в пятом классе мы изучаем тему по истории древнего мира «Афинская рабовладельческая демократия», я обращаюсь всегда к картине учебника «Народное собрание в Афинах», по которой можно задать много вопросов, ответы на которые дадут полное представление о народном собрании. Задаю такие вопросы:

Где собиралось собрание?

Кто приходил на собрание?

Предположите, кого выгоняет с собрания стражник?

Каким образом принимались решения?

Кто выступал на собрании?

Сюжет картины позволяет ответить на эти вопросы. В результате, с помощью картины и логических рассуждений по ней мы имеем представление о народном собрании в Афинах, которое дополняет нам тему «Афинская рабовладельческая демократия». Также можно задать небольшую проблему с помощью графика, схемы.

План-конспект урока

Тема урока: Возникновение средневековых городов.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: учебники «История средних веков» Агибалова Е. И., карта «Европа в XIV-XV вв.», аппликации по истории средних веков.

Ход урока

План изучения темы:

I. Вводная беседа и сообщение цели урока.

II. Основная часть:

1. Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла.

2. Отделение ремесла от сельского хозяйства.

3. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли.

4. Работа с картой

5. Составление логической схемы по теме урока

6. Работа с документом.

III. Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.

I. Вводная беседа

Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли):

Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье).

Какие орудия труда они применяли?

Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья?

Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства?

Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим)

Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?

Итак, до X века производство всех необходимых вещей и продуктов было сосредоточено в сельской местности. Городов в Северо-Западной Европе не было. А теперь посмотрите на карту «Европа в XIV-XV вв.». Вся территория покрыта густой сетью городов. Сегодня мы с вами вместе выясним, почему в Западной Европе возникли города.

II. Основная часть урока (новый материал)

1. Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла.

Объяснение, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба?

Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?

Посмотрите на рисунках стр. 99-100 учебника, какие новые орудия труда появились (колесный плуг, хомут для лошади, верхнебойное колесо, плавильные печи, ткацкие станки).

Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком-либо занятии?

2. Отделение ремесла от сельского хозяйства излишки

К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая продуктов).

Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремесленные изделия).

Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием? (нет) К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом). Появляются в деревне «умельцы».

Где они берут продукты питания?

Какой можно сделать вывод? (ремесло отделяется от сельского хозяйства) «Умельцы» начинают уходить из деревень.

3. Возникновение городов как центров ремесла и торговли.

Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).

Одновременно с беседой идет показ на доске с помощью картинок-аппликаций уход и селение ремесленников у моста, монастыря, замка.

Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников). Все это в виде аппликаций прикрепляется на доску.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование» в Юстинском районе Республики Калмыкия
Катализатором системных изменений в российском образовании стал приоритетный национальный проект «Образование». Среди результатов его реализации в Юстинском районе Республики Калмыкия: – МОУ «Цаганаманская гимназия» – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, субъектов Российской Федераци ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru