Золотая педагогика

Педагогическая проблема интеграции знании

Страница 1

интеграция урок история россия

В наше время такое понятие как «интеграция» прочно заняло свое место в большом ряду других педагогических терминов. Латинское integratio – восстановление, восполнение;integer – полный, целый. Интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. Но на сегодняшний день однозначно принятого педагогического определения понятия «интеграция» не существует .

Однако следует отметить, то, что все современные науки о человеке, в их числе педагогика, отличаются несовершенством терминологического аппарата. Довольно часто используемые понятия истолковываются по-разному, что приводит к отклонению от исходного значения слов. Это же относится и к понятию «интеграция», которое разные исследователи объясняют неоднозначно. Те исследователи, которые занимаются проблемой интеграции, считают, что это объединение каких-либо частей в единое целое, но, а с другой стороны, пути достижения интеграции многообразны.

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как в уже сложившейся системе, так и в новые. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента входящего в систему.

Интеграция может рассматриваться как принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающие условия для составления личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире Груздева.

Рассматривая категориальный аспект понятия «интеграция» И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств.

Н.С Светловская понимает под интеграцией «создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах ( учебных предметах, видах деятельности и Т.Д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавшии ранее монолит особого качества». Данный автор считает, что лучше всего проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей, чем специально разрабатывать интегрированные курсы.

Интеграция в сфере образования и воспитания может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования. Соотнесение педагогических процессов с целостной жизнедеятельностью ребенка требует интеграции на уровне педагогических целей, диктует учителю необходимость ориентироваться в своей работе на какие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность, не являющиеся простои суммой индивидуальных проявлении, но отражающие сущность, качественное своеобразие человека, его позицию во всех сферах жизни. Многообразные варианты интеграции на уровне содержания обучения, воспитания, отдельных предметных областей и сфер активности школьников широко распространены в практике. На уровне технологии также можно говорить о вариативности использования интеграционных форм и методов педагогического воздействия в массовой образовательной практике.

Современные тенденции развития образования - его интеграция, экологизация, технологизация и другие, позволяют комплексно решать актуальные проблемы и задачи школьного образования. «Поэтому сегодня оно должно носить не только внутрипредметный, но и межпредметный характер и быть направленно на межпредметную интеграцию знании учащихся и способов их воздействия» (Н.Е Кузнецова, М.А Шаталов). Авторы считают, что эффективность построения и реализации целостной системы научных понятии. Повседневная практика жизни требует разнопланового освещения процессов, явлении реального мира. Что приводит. В конечном счете. К поиску адекватных методов. Форм и способов обучения . На необходимость осуществления междисциплинарности при изучении человека в школьном образовании указывает А.С. Батуев: «Сегодня чрезвычайно важной представляется реализация принципа междисциплинарных связей, предусматривающая не только установление связи предметов естественного или гуманитарного направлении, но и консолидацию комплекса биологических дисциплин с гуманитарными предметами (литературой, экономикой и другими)».

Разрабатываемая интегрированная система образования полностью сохраняет внутри себя предметоцентризм: интегрируемые предметы функционируют не только в образовательном пространстве, но и как самостоятельные учебные системы.

И.Ю. Алексашина пишет, что интеграционные процессы в педагогической реальности могут дать новые результаты пол отношению:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация опытно-экспериментальной работы школьного методического объединения в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к самореализации, самостоятельному добыванию знаний и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru