Золотая педагогика

Пути реализации интеграции в процессе обучения

Страница 1

Существуют различные пути к реализации интеграции в процессе обучения. Известны следующие виды интеграции: интегрированные курсы на базе нескольких предметов из одной образовательной области на равнодолевых условиях; на базе одной дисциплины; при сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса; предметов близких образовательных областей при сохранении специфики одного, в то время как другие предметы выступают в качестве вспомогательной основы; объединение предметов из удаленных образовательных областей и блоков; тематическая интеграция – каждая последующая тема логически строиться из предыдущей, предполагает планирование стратегии обучения с соответствующими видами деятельности и формами обучения; знания интегрируются вокруг общей проблемы, характерные для нескольких предметов, последние выступают как средство пролонгирования интересов учащихся; общая проблема( чаще всего социально-значимая, объединяет различные дисциплины и курсы.

Одним из вариантов реализации интеграции знании в обучении является разработка интегрированных курсов, как для начальной, так и для средней школы.

Основные цели курса: формирование целостной научной картины мира; овладение знаниями и умениями, необходимыми для активного участия в жизни общества; формирование творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.

Данная программа имеет своих сторонников и противников. Сторонники считают создание курса велением времени; закономерной, объективной необходимостью, следствием требовании коренной перестройки народного образования в направлении его гуманизации и гуманитаризации. Противники выражают серьезные сомнения в целесообразности введения в школу интегрированного курса на среднем этапе образования; по их мнению, что введение этого курса резко снижает уровень подготовки учащихся. Таким образом, предложенный вариант интегрированного подхода возможен. Он предполагает объединение сходных по содержанию тем различных учебных предметов. Вместе с тем дозирование интегрированных уроков в течение недели исключает системный подход к изучению многогранности процессов и явлении, а детальное ознакомление с планированием выявляет случайность установленных связей между учебными предметами.

Конструктивно сложна, но и более предпочтительна интеграция различных образовательных областей знаний, обладающая большим количеством связей, на основе которых стираются условные границы между предметами, и создается полная картина изучаемых процессов реальной действительности.

Другой формой организации обучения на основе интеграции являются интегрированные дни (Н.В. Груздева). Интегрированные дни – это форма образовательного процесса, предполагающая на протяжении целого рабочего дня проведение в одном или нескольких классах серии уроков, раскрывающих общую идею или проблему.

Интеграция, как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней:

создаются школы интегрированного типа;

разрабатываются интегрированные образовательные программы;

широко внедряются в практику интегрированные учебные курсы по авторским и экспериментальным учебным программам;

практикуются интегрированные уроки и другие комплексные формы организации обучения.

Учителя – экспериментаторы проводят интегрированные блоки уроков по смежным предметам, обеспечивающие синтез знаний и умении, а также опережающее обучение. Учебные планы школ нового типа нередко строятся по блочно – модульному принципу, который обеспечивает интеграцию знаний в блоках учебных предметов, взаимосвязанных общим стержнем – интегратором. Выделяют блоки предметов:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Основные формы, методы и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита­ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет­ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в рез ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru