Золотая педагогика

Значение экскурсий в школьном биологическом образовании

Страница 1

Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями о целокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях.

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве.

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения в природе, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с биологическими объектами и явлениями.

Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть решены на уроке. В рамках задач биологического образования выделяют специфические задачи, которые ставятся именно перед школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Экскурсия как форма организации процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах.

Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами.

Значительной представляется нам и роль экскурсий в решении развивающих задач.

Учащиеся овладевают на уроках анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно, выйдя за пределы класса и школы путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

Школьники учатся находить и различать биологические объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования. Знания, приобретенные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти.

Работа с определителями растений и животных на экскурсиях способствует формированию умения определять виды живых организмов.

Также на экскурсиях приобретаются навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений, животных), прогнозирование результатов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Ученический коллектив и его формирование
Человек как личность развивается и формируется под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он есть. Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью и обществом, человек не может приобрести свойс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru