Золотая педагогика

Значение экскурсий в школьном биологическом образовании

Страница 2

На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные объекты, их описания, результаты проведенных наблюдений, рисунки и схемы), которые будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках.

Кроме того, на экскурсии учащиеся знакомятся с некоторыми приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью защиты растительных сообществ от факторов загрязнения и вытаптывания, с посадками леса (видовым составом, состоянием растений). При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам.

Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений позволяет не только сформировать у учащихся конкретные знания и умения, но имеет и большое воспитательное значение.

На биологических экскурсиях, по возможности, необходимо вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Например, озеленение пришкольной территории, сквера, уход за растениями, уборка территории.

Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, ее сложных взаимодействий. Изучение вопросов экологии имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу учитель обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных видов растений и животных, на гармонию природы. Воспитание эстетических чувств, мировоззрения, мышления, приобретение умений наблюдать в природе – все эти возможности используются при проведении экскурсий.

Важно также отметить, что экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе познавательной совместной деятельности.

Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий в повышении познавательного интереса учащихся к дисциплинам биологического цикла. Эмоциональное восприятие учащимися натуральных объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для школьников, свойствами объектов, стимулирует развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, в естественной и экспериментальной ситуациях.

Значимой является также профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь такие содержательные компоненты профориентационной работы, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.

Еще К.П. Ягодовский писал: «Главная цель всякой естественно исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явление общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данные явления. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Методика организации учащихся в начале урока
Орган-ия уч-ся в начале урока во многом определяет его рез-тативность. На этом этапе заклад-ся основы достижения поставленных перед уроком целей: активизируется внимание шк-ков, формируется мотивация к выполнению учебных задании, даются установки по соблюдению дисциплины труда и техн безоп, сообщаю ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru