Золотая педагогика

Этапы подготовки интегрированного урока по истории

Страница 1

Методика подготовки к проведению интегрированных уроков включает в себя ряд этапов:

Аналитический.

В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предлагается осуществить интеграцию. Для уроков по истории это, прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география, предметы эстетического цикла.

Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации факторов, глубину их общения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (художественные образы литературных произведений, картографический и статический материал из курса географии).

Таким образом, для проведения интегрированного урока по истории необходимо:

проанализировать программы средней школы по различным учебным предметам;

выявить одинаковые темы;

объединить их с позиции ведущих идей и ведущих положений.

«Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи обладают свойством всеобщности. Их действие распространяется на все учебные предметы, и изучение каждой темы может включать те или иные виды связи с другими предметами», отмечают И.Д Зверев и В.А Максимова.

Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все, же при желании точки соприкосновения найти можно.

Планируя систему интегрированных уроков, учитель:

выявляет сходные темы в разных учебных предметах;

определяет, какой учебный материал из других предметов можно включить в качестве компонента при изучении истории, а какой необходимо изучить самостоятельно;

продумывает оптимальное сочетание учебного материала предметов разных циклов с целью раскрытия исторических связей и зависимостей;

подбирает дополнительный материал из разных областей наук (литературные, изобразительные произведения, и другие), если учебный материал сходных тем по программе отсутствует.

Так, в 5 классе на уроках по истории Древнего мира довольно подробно рассматриваются религия и культура Древней Греции. И приблизительно в это же время в курсах изобразительного искусства, мировой художественной культуры изучаются основы античного искусства.

В курсе литературы в самом начале 6 класса есть темы, посвященные легендам и мифам народа мира. Одновременно дети начинают знакомиться с историей восточных славян, их обычаями и языческими верованиями.

Примеры возможностей для проведения интегрированных уроков можно приводить и дальше. Но, что бы их использовать, учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов.

Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

Установочный.

В рамках этого этапа учителям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь так же есть свои сложности, в первую очередь проблема исторического и литературного (обществоведческого, географического и так далее) содержания.

Так же на этом этапе происходит определение цели проведения интегрированного урока. Общепредметной целью проведения интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, на место человека в нем, определенного стиля мышления, который позволяет видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе. В то же время каждый урок имеет определенные, конкретные цели и задачи, которые заданы с позиции интегрирования.

Предварительный.

На этом этапе подготовки учащихся к интегрированному уроку учителями-предметниками должны быть сформированы группы консультантов. Состоящие из наиболее сильных учеников. Поскольку характер подобных занятии носит форму обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все ученики смогут активно использовать знания, полученные некоторое время назад, а специально подготовленные ребята окажут неоценимую помощь не только своим одноклассникам, но и учителю.

Так же на этом этапе необходимо пересмотреть методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности учащихся.

Исходя из целей и задач интегрированного урока, выбор методов и средств обучения определяется необходимостью полного и глубокого раскрытия каждого компонента содержания изучаемого материала.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сущность и понятие творческого воображения
"Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении". Эта мысль Л.С. Выготского и сейчас, через 60 лет, не утратила своего значения ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru